Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рипка А.С, судей Романова М.В, Николаева И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления образования Администрации города Оренбурга на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 марта 2021г. по гражданскому делу N 2-2167/2020 по исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к МОАУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка N 61 имени А.И. Морозова" г. Оренбурга, Управлению образования администрации г. Оренбурга о возложении обязанности, заслушав доклад судьи Романова М.В, объяснения прокурора Хлебниковой Е.В, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОАУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка N 61 имени А.И. Морозова" г. Оренбурга, Управлению образования администрации г. Оренбурга о возложении обязанности.
Просил суд обязать МОАУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка N 61 имени А.И. Морозова" г.Оренбурга выполнить работы по устранению нарушений, указанных в Техническом отчете по результатам детально-инструментального обследования наружных и внутренних стен и перегородок здания МОАУ "СОШ N 61" г. Оренбурга, а именно выполнить капитальный ремонт и усиление наружных и внутренних стен, железобетонных перемычек, провести инженерно-геологические изыскания с уточнением конструкций существующих фундаментов; на основании результатов изысканий разработать мероприятия по усилению фундаментов, также просил обязать Управление образования администрации города Оренбурга профинансировать работы по устранению нарушений, указанных в Техническом отчете по результатам детально-инструментального обследования наружных и внутренних стен и перегородок здания МОАУ "СОШ N 61" г. Оренбурга (работы по капитальному ремонту и усилению наружных и внутренних стен, железобетонных перемычек, инженерногеологические изыскания с уточнением конструкций существующих фундаментов; разработка мероприятий по усилению фундаментов).
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2020г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 марта 2021г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов с учетом того, что без выделения средств со стороны финансового управления невозможно провести соответствующие мероприятия, также отражено, что судом не установлен срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании прокурор просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МОАУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка N 61 имени А.И. Морозова" г. Оренбурга на основании лицензии N 1745-4 от 26.06.2015 года осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Химическая, д.7, используемом на праве оперативного управления.
Прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга проведена проверка соблюдения в МОАУ "СОШ N 61" г.Оренбурга законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей.
В ноябре 2018 года проектно - экспертной организацией ООО "НПО СОЮЗ" на основании договора подряда выполнено обследование здания МОАУ "СОШ N61".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 9, 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 2.35.1, 2.37 Положения об управлении образования города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского совета от 28 июня 2011 года N 191, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7 - ФЗ "О некоммерческих организациях", Постановления администрации города Оренбурга от 01.12.2015 г. N 3340 - п "О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Оренбурга и финансового обеспечения выполнения муниципального задания", пришел к выводу о том, что содержание здания МОАУ "СОШ N 61" осуществляется ненадлежащим образом, ограниченно-работоспособное техническое состояние наружных и внутренних стен, железобетонных перемычек влечет нарушение прав и законных интересов детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части обеспечения их безопасности, жизни и здоровья.
Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении обязанности на Управление образования администрации г. Оренбурга в установленный судом срок профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства, суд исходил из того, что МОАУ "СОШ N 61" г. Оренбурга является муниципальным бюджетным учреждением, поэтому на Управление образования администрации г. Оренбурга как органе местного самоуправления, учредителе и собственнике имущества, обеспечивающем финансирование учреждения, лежит обязанность по финансированию необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Решение суда в части возложения на МОАУ "СОШ N 61" г.Оренбурга обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства сторонами не обжаловалось, его законность и обоснованность в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверялась.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями п. 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, отразил, что Управление образования администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, осуществляющим управление в сфере образования города Оренбурга в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладающим правами юридического лица и находящимся в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по социальным вопросам, а также осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Оренбурга и главного администратора доходов бюджета города Оренбурга (пп. 2.48 и 2.49 Положения об управлении образования администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 N 191), при этом согласно Уставу МОАУ "СОШ N 61" г.Оренбурга учредителем учреждения является муниципальное образование город Оренбург, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация города Оренбурга в лице управления образования администрации города Оренбурга.
Судами обоснованно принято во внимание, что отсутствие в бюджете администрации денежных средств для выполнения вышеуказанных работ не освобождает собственника от соблюдения требований закона и принятия необходимых мер по проведению ремонта и приведению здания школы в соответствие с техническими нормами.
Отсутствие указания срока исполнения решения суда не свидетельствует о его незаконности и необоснованности, при возникновении обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения в силу положений ст. 203 ГПК РФ стороны вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Свои выводы суды первой и апелляционной инстанций обосновали, они основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющихся в деле, доказательств.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных актов не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования, оценки и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 марта 2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Рипка
Судьи М.В. Романов
И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.