Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хамхоевой З. У.
на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22.04.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Хамхоевой З. У. к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконными действий по отказу в продлении статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности восстановить в статусе вынужденного переселенца.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хамхоева З.У. обратилась в Магасский районный суд Республики Ингушетия с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - Управление по вопросам миграции МВД по Республике Ингушетия) о признании незаконным действий по отказу в продлении статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности восстановить и продлить статус вынужденного переселенца. Требования мотивированы незаконностью отказа в продлении статуса и его прекращению по основанию наличия у нее в собственности в 2015 году жилого дома, поскольку договор купли-продажи ею был в 2015 году расторгнуть и какого либо иного жилья у нее не имеется.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23.11.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22.04.2021, в удовлетворении требований отказано. Суды, со ссылкой на статьи 5 и 6 Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ "О вынужденных переселенцах", согласно которым наличие у вынужденного переселенца в собственности жилого помещения на территории Российской Федерации препятствует продлению статуса вынужденного переселенца, при этом последний подлежит продлению ежегодно, установив, что 2015 году Хамхоева З.У. являлась собственником жилого дома, а с 2017 года с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца не обращалась, утратив тем самым данный статус, пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемых действий административного ответчика.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм процессуального и материального права, без учета фактических обстоятельств дела. Просит вынести по делу новое решение.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции 12.07.2021, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19.07.2021.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в их отсутствии.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и оспариваемые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему делу предметом спора является отказ органа внутренних дел в продлении административному истцу статуса вынужденного переселенца, который она утратила по основанию наличия в период с 30.03.2015 по 23.04.2015 жилого дома площадью 1 800 кв.м, расположенного по адресу Республика Ингушетия, Назрановский район, с. "адрес", сведения о чем содержатся в ЕГРН, а также в виду того, что последний раз статус вынужденного переселенца последний раз был продлен на основании заявления Хамхоевой З.У. до 01.07.2017, после истечения которого с заявлением о его продлении она не обращалась.
Указанные обстоятельства, наличие в ЕГРН такой записи, необращение в органы внутренних с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца до 02.07.2020 с учетом того, что последний продленный срок истек 01.07.2020, административным истцом не оспаривалось.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем установлен статьей 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в соответствии с которой решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства (пункт 2 статьи 5 Закона), лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение (пункт 3 статьи 5 Закона).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 5 названного Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии предусмотренных пунктом 5 оснований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в случае приобретения этим лицом права пользования жилым помещением в указанном субъекте Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Хамхоева З.У. в установленном порядке была признана вынужденным переселенцем, статус которого последний раз по ее заявлению был продлен до 01.07.2017.
02.07.2020 Хамхоева З.У. обратилась в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о продлении статуса.
Уведомлением от 03.07.2020 в продлении статуса вынужденного переселенца ей было отказано со ссылкой на статью 5 Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ "О вынужденных переселенцах", с указанием о наличии в ЕГРН сведений о наличии у нее в 2015 году в собственности жилого дома.
Хамхоевой З.У. не оспаривалось наличие регистрации такого права, при этом она указала, что договор купли-продажи был ею расторгнут до приема дома по акту передачи, что фактически она им не владела и жилья не имеет.
Статус вынужденного переселенца присваивается на основании добровольного волеизъявления лица, относящего к такой категории граждан. Таким образом Хамхоева З.У. добровольно возложила на себя обязанность по исполнению требований и ограничений, предъявляемых для приобретения и продления такого статуса, что ею также добровольно исполнено не было. В связи с чем последствия приобретения в собственность жилого помещения и регистрации права собственности на него является безусловным и законным основанием для принятия решения о прекращении статуса вынужденного переселенца.
При этом по настоящему делу он был прекращен и по тому основанию, что срок действия статуса вынужденного переселенца у административного истца истек 01.07.2017, более с заявлением, до 02.07.2020, о его продлении она не обращалась.
Доказательства, подтверждающие уважительность причин несвоевременно пройти переучет статуса вынужденного переселенца, обязанность прохождения которого возложена на Хамхоеву З.У. подпунктом 4 пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", ею не представлено.
Правовые основания для продления уже истекшего, т.е. отсутствующего, статуса вынужденного переселенца при условии наличия сведений о праве собственности Хамхоевой З.У. на жилой дом в период его наличия, у органа внутренних дел отсутствовали. В связи с этим административный ответчик рассмотрел ее обращение от 02.07.2020 о его продлении по существу и дал мотивированный и обоснованный отказ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, судами правильно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений по делу, влекущих отмену судебных актов, допущено не было. Постановленные судебные акты являются законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию по существу с принятыми решениями, направлены на переоценку доказательств и выводов судов, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23.11.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22.04.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Хамхоевой З. У. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18.08.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.