по делу N
N дела 2-933/2020
в суде первой инстанции
УИД 05MS0 N-19
ДД.ММ.ГГГГ "адрес"
ФИО3 кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Усмановой Г.Ф, рассмотрев гражданское дело по иску Публичного акционерного общества "Страховая компания "Росгосстрах" к ФИО1 о возмещении ущерба в порядке регресса, судебных расходов, по кассационной жалобе Публичного акционерного общества "Страховая компания "Росгосстрах", поданной представителем ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка N "адрес" Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Страховая компания "Росгосстрах", (далее - ПАО СК "Росгосстрах") обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба в порядке регресса в размере 35 667 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 270 рублей 01 копейка. В обоснование требований указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно-транспортного происшествия по вине ФИО1, управлявшего автомобилем марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак N, был поврежден автомобиль марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, владельцу которого ФИО4 в рамках прямого возмещения ущерба ООО СК "Согласие" было выплачено страховое возмещение, а ПАО СК "Росгосстрах", в свою очередь, в порядке взаимодействия страховых компаний, возместило данный ущерб. Поскольку дорожно-транспортное происшествие оформлено его участниками без привлечения сотрудников ГИБДД, ответчик был обязан в течение 5-ти дневного срока представить в ПАО СК "Росгосстрах" свой экземпляр извещения о дорожно-транспортном происшествии, что не сделал, в силу чего обязан возместить ущерб в порядке регресса.
Решением мирового судьи судебного участка N "адрес" Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Ботлихского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ПАО СК "Росгосстрах" отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем ПАО "Росгосстрах" ФИО2 ставится вопрос об отмене судебного акта, со ссылкой на неверное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что норма материального права, на которую ссылался истец в обоснование своих требований, на день дорожно-транспортного происшествия утратила свое действие.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В силу пункта 3 указанной статьи в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 этой статьи, обязаны представить транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
В данном случае дорожно-транспортное происшествие произошло ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесения изменения в приведенный выше закон.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что по общему правилу, к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий в момент заключения соответствующего договора страхования (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу договор страхования с виновником столкновения был заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ, в силу чего на спорные правоотношения распространяет свое действие подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО до утраты им силы.
Тем самым, вывод судов о том, что норма материального права, на которую сослался истец в обоснование своих требований, на день дорожно-транспортного происшествия утратила свое действие, нельзя признать правильным, в данном конкретном случае данная норма являлась действующей.
Вместе с тем указанная ссылка судов, хотя и не является верной с точки зрения правоприменительной практики, однако она не повлияла на правильный по существу спора вывод судов.
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений (пункт 3.1).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О указано, что, по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи, необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия. Подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.
По смыслу приведенных положений закона и актов их толкования требование о направлении обоими участниками происшествия заполненного бланка извещения о страховом случае при оформлении документов без участия сотрудников полиции направлено на то, чтобы и страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, и страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда, имели возможность проверить достоверность сведений о дорожно-транспортном происшествии и о полученных в его результате повреждениях автомобилей.
В этих же целях была установлена и ответственность за неисполнение данного требования в виде возможности предъявить регрессные требования к причинителю вреда, не исполнившему такую обязанность.
Применительно к возникшим спорным правоотношениям судебные инстанции правильно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения регрессного иска, поскольку истцом не представлено суду доказательств нарушения ответчиком прав страховщика и наличия совокупности условий для возложения на причинителя вреда регрессной ответственности, учитывая, что не направление страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность причинителя вреда, экземпляра извещения о дорожно-транспортном происшествии, документы о котором оформлены без участия сотрудников полиции, не является безусловным основанием для удовлетворения регрессных требований на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО
К тому же из материалов дела следует, что потерпевший ФИО5 обратился за урегулированием страхового случая ДД.ММ.ГГГГ, представив свой экземпляр справки о столкновении с указанием второго участника происшествия, в период с 27 по ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр транспортного средства и составлен акт о страховом случае, а ДД.ММ.ГГГГ по результатам технической экспертизы заключено соглашение, в соответствии с которым ООО СК "Согласие" потерпевшему выплачено страховое возмещение в размере 35 667 рублей.
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ ПАО СК "Росгосстрах" перечислило указанную сумму ООО СК "Согласие".
Указанное свидетельствует о том, что в течение 5-ти дней со дня дорожно-транспортного происшествия у страховых компаний при разрешении вопроса о выплате страхового возмещения имелась достаточная информация о дорожно-транспортном происшествии.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, суд кассационной инстанции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N "адрес" Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Публичного акционерного общества "Страховая компания "Росгосстрах", поданную представителем ФИО2 - без удовлетворения.
Судья ФИО3 кассационного
суда общей юрисдикции Г.Ф. Усманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.