Пятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Камышовой Т.В., рассмотрев кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 20 ноября 2020 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 апреля 2021 года
по гражданскому делу по исковому заявлению Идигова Анзора Адылрашитовича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 11 декабря 2018 года исковые требования Идигова А.А. удовлетворены частично.
На Министерство финансов РФ возложены обязанности взыскать за счёт казны Российской Федерации в пользу Идигова А.А. неуплаченные АО "Ингушэнерго" денежные средства в связи с возмещением вреда здоровью за период с июня 2018 г. по декабрь 2018 г. (включительно) в размере 468 846 рублей, в возмещение вреда, причиненного здоровью причитающиеся платежи на будущее время единовременно за три года в размере 2 411 208 рублей, всего 2 880 054 рубля.
На Министерство финансов РФ за счёт средств казны РФ возложена обязанность выплачивать Идигову А.А. капитализированные повременные платежи в связи с возмещением вреда здоровью ежемесячно, начиная с 1 января 2019 г. по 1 января 2050 г. (включительно), в размере 67 680 рублей с последующей индексацией с учётом уровня инфляции - пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства Идигова А.А.
Решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 11 декабря 2018 года вступило в законную силу.
27 октября 2020 года Управлением Федерального казначейства по Республике Ингушетия подано заявление об изменении способа и порядка исполнения решения Сунженского районного суда Республики Дагестан от 11 декабря 2018 года.
Определением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 20 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 апреля 2021 года, заявление удовлетворено в полном объёме, изменён способ и порядок исполнения решения Сунженского районного суда от 11 декабря 2018 года Министерство финансов Российской Федерации заменено на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган с 01 января 2020 года - Фонд социального страхования Российской Федерации.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования Российской Федерации ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статье 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации (пункт 1). Настоящее Постановление вступило в силу с 1 января 2020 года (пункт 5).
В соответствии с пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Принимая определение об удовлетворении заявления Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия подано заявление об изменении способа и порядка исполнения решения Сунженского районного суда Республики Дагестан от 11 декабря 2018 года, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", Постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и исходил из того, что с 01 января 2020 года изменился орган, осуществляющий выплату капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета и с целью недопущения нарушения прав Идигова А.А. на своевременное исполнение решения суда пришел к выводу об удовлетворении заявления УФК по РИ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судебных инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 20 ноября 2020 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Т.В. Камышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.