Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Рыжова В.М, Шабановой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1250/2019 по иску Де-Клерк Эльмиры Александровны к Прошиной Любови Борисовне, Танаевой Ольге Сергеевне о признании завещания недействительным, признании права собственности на квартиру
по кассационной жалобе Цветкова Эдуарда Владимировича, Цветкова Олега Владимировича, Щекотихиной Натальи Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М, судебная коллегия
установила:
решением Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 сентября 2019 г. исковые требования Де-Клерк Э.А. к Прошиной Любови Борисовне, Танаевой Ольге Сергеевне о признании завещания недействительным, признании права собственности на квартиру удовлетворены.
Судом постановлено: признать недействительным завещание, составленное ФИО17 28 ноября 2014 г, и удостоверенное нотариусом г. Нижнего Новгорода Григорьевой Светланой Константиновной;
признать за Де-Клерк Э.А. право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в порядке наследования по закону после смерти ФИО18, умершей ДД.ММ.ГГГГ г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 января 2020 г. решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 сентября 2019 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2020 г. решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 января 2020 г. оставлены без изменения, а кассационная жалоба Танаевой О.С. и Прошиной Л.Б. - без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 марта 2021 г. апелляционная жалоба Цветкова Э.В, Цветкова О.В, Щекотихиной Н.В. на решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 сентября 2019 г. оставлена без рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе Цветков Э.В, Цветков О.В, Щекотихина Н.В. оспаривают законность и обоснованность апелляционного определения, указывают, что имеют правовой интерес в оспаривании завещания, поскольку являются наследниками Ширяевой Л.С. по закону одной очереди с истцом и наследуют по праву представления в силу положений статей 1143, 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации, а признание завещания недействительным повлечет за собой возникновение у них права на долю в наследстве по закону.
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены.
Оставляя апелляционную жалобу заявителей без рассмотрения, суд апелляционной инстанции сослался на ч.1 ст.1, абзац 4 ст. 222 и п.4 ст.328 ГПК РФ и пришел к выводу о том, что считать, что принятым по настоящему делу решением заявители лишились каких-либо прав или ограничились в каких-либо правах, что вынесенным решением обязанностей на Цветкова Э.В, Цветкова О.В, Щекотихину Н.В. не возложено. Каких-либо документов, указывающих на то, что Цветков Э.В, Цветков О.В, Щекотихина Н.В. при рассмотрении дела, в установленном порядке вступили в наследство после смерти ФИО19 не представлено. Поскольку разрешение судом вопроса о признании завещания недействительным, признание права собственности за истицей соответствуют закону (исходя из вывода суда апелляционной инстанции) и не затрагивают прав и законных интересов заявителей апелляционной жалобы, то Цветков Э.В, Цветков О.В. и Щекотихина Н.В, как лица, не участвующие в рассмотрении дела, вопрос о правах и обязанностях которых не разрешен решением суда, не наделены правом апелляционного обжалования решения Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 сентября 2019 г.
С такими выводами судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться по следующим основаниям.
Статья 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания, которое может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами Гражданского кодекса Российской Федерации о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием. Пунктом 1 статьи 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при нарушении положений Гражданского кодекса Российской Федерации, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
Положениями пункта 1 статьи 177 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения. Неспособность наследодателя в момент составления завещания понимать значение своих действий или руководить ими является основанием для признания завещания недействительным, поскольку соответствующее волеизъявление по распоряжению имуществом на случай смерти отсутствует.
Право наследования, предусмотренное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации и урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Право на наследование получают согласно завещанию, а в случае его отсутствия или признания недействительным, наследование происходит в порядке очередности по степени родства, определенной законом (наследование по закону).
Как было указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 316-О, право наследования включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и права наследников на его получение.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по закону.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Согласно пункту 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно статьей 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
По смыслу пунктов 2 и 3 статьи 1154 ГК РФ, лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, призванным к наследованию не в связи с открытием наследства, а лишь вследствие отпадения ранее призванных наследников (по завещанию, по закону предшествующих очередей), могут принять наследство в течение трех месяцев со дня, следующего за днем окончания исчисленного в соответствии с пунктами 2 и 3 данной статьи срока для принятия наследства наследником, ранее призванным к наследованию.
В соответствии со ст.1161 ГК РФ, п.п.38 и 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N9 (в ред. от 24.12.2020) "О судебной практике по делам о наследовании", если наследник отстранен от наследования вследствие недействительности завещания, его доля переходит к наследникам по закону по установленной процедуре и распределяется пропорционально их наследственным долям.
Таким образом, исходя из того, что завещание, составленное ФИО20 28 ноября 2014 г. и удостоверенное нотариусом г. Нижнего Новгорода Григорьевой С.К, признано недействительным, наследование имущества после смерти ФИО21 должно происходить на основании закона, по которому все наследники по закону должны быть призваны к наследованию в порядке очередности в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку, как указывают кассаторы, Де-Клерк Э.А, Цветков Э.В, Цветков О.В, Щекотихина Н.В. являются наследниками ФИО22 одной очереди с истицей по делу, то признание завещания в пользу Прошиной Л.Б. и Танаевой О.С. недействительным влечет возможность для заявителей наследования по закону, однако признание права собственности на наследственное имущество в виде квартиры на основании судебного решения за одним из наследников без привлечения к участию в деле других наследников этой же очереди, без выяснения их позиции и оставление их апелляционной жалобы без рассмотрения, свидетельствует о существенном нарушении норм гражданского процессуального права, так как затрагивает их права, как наследников одной очереди с Де-Клерк Э.А, которые вправе претендовать на наследство по закону, чему может воспрепятствовать наличие судебного решения о признании права собственности на наследственное имущество.
Следовательно, все наследники по закону судом должны были быть привлечены к участию в деле, чего в нарушение требований статей 148-150 ГПК РФ суд первой инстанции не сделал при подготовке дела к судебному разбирательству и при рассмотрении его, а судом апелляционной инстанции указанные нарушения гражданско-процессуального законодательства исправлены не были.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права привели к неправильному выводу об оставлении апелляционной жалобы Цветковых Э.В. и О.В. и Щекотихиной Н.В. без рассмотрения.
Поскольку апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 марта 2021 г. об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения вышеназванным требованиям законодательства не отвечает, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу об отмене указанного апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 марта 2021 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.