Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Рыжова В.М, Шабановой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4551/2020 по иску Самодьянова Азамата Игоревича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
по кассационной жалобе Самодьянова Азамата Игоревича на решение Кировского районного суда г. Саратова от 9 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М. объяснения представителя истца - Батраевой А.Р, просившей об отмене обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия
установила:
решением Кировского районного суда г. Саратова от 9 декабря 2020 г. в удовлетворении исковых требований Самодьянова А.И. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 апреля 2021 г. решение Кировского районного суда г. Саратова от 9 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Самодьянов А.И. оспаривает вывод судов о том, что им пропущен срок для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, просит отменить обжалуемые судебные постановления, указывая на то, что остался без попечения родителей в ДД.ММ.ГГГГ г. в возрасте ДД.ММ.ГГГГ лет. В 2007 г. за истцом было закреплено жилое помещение в с. Усатово. 22 июля 2009 г. истец получил свидетельство о праве на наследство, когда ему было N лет. На тот момент жилое помещение уже было непригодно для проживания, в нем он не жил, проживал у своего опекуна в общежитии, по месту прохождения службы, впоследствии переехал в г. Саратов. Распоряжением администрации Краснокутского МР жилое помещение в с. Усатово было признано непригодным для проживания. Ссылается на то, что не мог до достижения возраста 23 лет обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот с последующим предоставлением жилого помещения, поскольку за ним числилось другое жилое помещение, которое в ДД.ММ.ГГГГ г. по его заявлению было признано непригодным для проживания. Указывает на то, что в период несовершеннолетия именно органы опеки и попечительства должны были следить за сохранностью жилого помещения, которое уже в ДД.ММ.ГГГГ г. приходило в негодность.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Из материалов дела усматривается, что Самодьянов А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей в ДД.ММ.ГГГГ г.
18 июня 2018 г. министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области истцу было отказано в постановке на учет, так как его статус не соответствует требованиям статьи 3 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области".
18 октября 2020 г. истец повторно обратился к ответчику.
30 октября 2020 г. министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области истцу было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием оснований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции, посчитал установленным и исходил из того, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области Самодьянову А.И. исполнилось 26 лет, то есть в соответствии с положениями о наличии возрастных ограничений, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, он не может быть поставлен на учет. Доказательств уважительности причин не обращения с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет, как и в дальнейшем вплоть до достижения 26 лет, материалы дела не содержат. Самодьянов А.И. достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ г, на протяжении 5 лет (то есть до достижения 23 лет) он не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права путем обращения к ответчику по вопросу принятия его на учет для получения жилья. Причин уважительности несвоевременного обращения истца с заявлением о постановке на учет суду не представлено. До достижения 23 лет Самодьянов А.И. не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении по указанной категории лиц, впервые с заявлением о предоставлении жилья обратилась в возрасте 26 лет, каких-либо уважительных причин не обращения с соответствующим заявлением до достижения возраста 23 лет не установлено, в настоящее время истец не относится к числу лиц вышеуказанной категории.
Доказательства ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав истца к периоду, относящему к его несовершеннолетию, в материалах дела не содержатся. С 15 февраля 2006 г. и по настоящее время истец зарегистрирован в закрепленном за ним жилом помещении, являющемся его собственностью, в связи с чем не имел права на предоставление иного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". С 2006 года зарегистрирован по настоящее время и является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на часть жилого дома общей площадью 45, 4 кв.м, по адресу: "адрес". На истца в жилом помещении приходится 22, 7 кв.м общей площади жилого помещения, то есть более учетной нормы в 14 кв.м, установленной Законом Саратовской области N123-ЗСО, оснований для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не имеется. Указанный жилой дом признан непригодным для проживания распоряжением администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 28.12.2017, то есть, когда истцу исполнилось 25 лет. Таким образом, поскольку истец являлся собственником жилого помещения площадью более учетной нормы, то есть с 18 летнего возраста, и нес бремя содержания имущества, а также нес риск гибели или повреждения жилого дома по адресу: "адрес", сам по себе факт признания истца нуждающимся в жилом помещении не влечет за собой возникновения обязанности у ответчика по предоставлению ему жилого помещения во внеочередном порядке.
С такими выводами судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397, в список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, а факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
При рассмотрении настоящего спора судом не выяснены причины, по которым истец не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением.
Так, постановлением Главы Краснокутской районной администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 15 мая 2007 г. над Самодьяновым А.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р, было установлено попечительство и закреплено за несовершеннолетним жилое помещение по адресу: "адрес".
Распоряжением администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 28 декабря 2017 г. был утвержден акт N 16 от 13 декабря 2017 г. обследования жилого дома N.
Таким образом, на момент получения жилого помещения, впоследствии признанного непригодным для проживания, истец являлся несовершеннолетним, в связи с чем не мог самостоятельно осуществлять свои права по сохранности закрепленного за ним жилого помещения, обязанность по защите жилищных прав истца законом возложена на органы опеки и попечительства. При этом, наличие закрепленного за истцом жилья препятствовало постановке истца на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьями 56-57 ГПК РФ суд определяет объем юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказывания, ставит на обсуждение сторон даже те обстоятельства, на которые стороны не ссылались, распределяет бремя доказывания между сторонами, вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства и оказать содействие в предоставлении тех доказательств, предоставление которых для сторон затруднительно.
В нарушение указанных требований судом не поставлен на обсуждение сторон вопрос о степени изношенности и пригодности для проживания закрепленного за истцом жилого помещения до достижения им возраста 23 лет, а также вопрос о добросовестности исполнения обязанностей опекунов по сохранению жилого помещения в пригодном для проживания состоянии с возможностью представления относимых, допустимых и достоверных доказательств.
Так судом не предложено представить сторонам доказательства в подтверждение их доводов и возражений по указанным обстоятельствам (акты осмотров жилья, соответствующие обращения, документы, подтверждающие обязанность опекунов поддерживать жилое помещение в пригодном для проживания состоянии в момент, когда истец находился в несовершеннолетнем возрасте, учился в учебном заведении, находился на срочной службе в армии), не поставлен на обсуждение сторон вопрос о назначении строительно-технической экспертизы с целью выяснения вопроса о пригодности закрепленного жилья для проживания на день исполнения ему 23 лет, не проверены доводы истца о том, что 2013 г. он обращался с целью постановки его на учет, сам он в судебном заседании объяснения не давал, а суд не обсудил вопрос об обязательной явке истца в судебное заседание.
В силу изложенного, выводы суда первой и апелляционной инстанций следует признать преждевременными.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 11 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям гражданского процессуального законодательства принятые судебные постановления не отвечают.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекс Российской Федерации), судебная коллегия находит апелляционное определение подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 6 апреля 2021 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.