Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Страхова В.Е. и Яковлева И.А.
при секретаре Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя административного ответчика - федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации Торкаева Ярослава Борисовича на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 23 декабря 2020 г. (дело N 2а-314/2020) и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 3 марта 2021 г, принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "данные изъяты" "звание" Иванова Андрея Николаевича об оспаривании действий начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - жилищный орган), связанных с отказом в разрешении на регистрацию по месту жительства в служебном жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы и поступивших на нее возражений, Кассационный военный суд
установил:
вышеназванным решением Владивостокского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда, удовлетворено административное исковое заявление Иванова А.Н.
Решение начальника жилищного органа от 30 июня 2020 г, которым административному истцу отказано в разрешении на регистрацию по месту жительства в служебном жилье, признано незаконным, и на данное должностное лицо возложена обязанность предоставить Иванову А.Н. такое разрешение.
В поданной 2 июня 2021 г. кассационной жалобе представитель Торкаев Я.Б, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, просит об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и иные нормы действующего законодательства, указывает на то, что занимаемое Ивановым А.Н. служебное жилье предоставлено ему во временное пользование на период действия контракта о прохождении военной службы, поэтому оснований для постоянной регистрации административного истца и членов его семьи по месту жительства в служебном жилом помещении не имеется.
В возражениях на кассационную жалобу административный истец Иванов А.Н. просит отказать в ее удовлетворении и оставить без изменения решение гарнизонного военного суда.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, Кассационный военный суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела допущено неправильное применение норм материального права.
По делу установлено и подтверждается его материалами, что Иванов А.Н. проходит военную службу в войсковой части "данные изъяты", дислоцированной в п. "адрес", где совместно с членами семьи ("данные изъяты") обеспечен служебной квартирой "адрес".
18 июня 2020 г. административный истец обратился в жилищный орган с заявлением о разрешении регистрации по месту жительства в указанном жилом помещении, однако сообщением от 30 июня 2020 г. исх. N 07-14/7-9183 в этом ему отказано, поскольку жилое помещение предоставлено в связи с прохождением Ивановым А.Н. военной службой по контракту, заключенному до 23 февраля 2025 г.
Удовлетворяя требования административного истца, гарнизонный военный суд исходил из того, что Иванову А.Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения по месту службы предоставлена служебная квартира, в которой он постоянно проживает, а законодательством прямо предусмотрена возможность регистрации по месту жительства в таком жилье, в связи с чем отказ должностного лица в оформлении документов, необходимых для постоянной регистрации административного истца и членов его семьи по адресу служебного жилого помещения является неправомерным.
Флотский военный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Однако выводы судов основаны на неправильном истолковании закона.
Так, согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым в силу п. 1 ч. 1 ст. 92 того же Кодекса относятся служебные жилые помещения, предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Частью 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2).
Статьей 2 названного Закона также предусмотрено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
По смыслу приведенных норм законодательства отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания.
Согласно п. 1.1, 2.1.9 договора найма служебного жилого помещения от 14 апреля 2020 г. N * служебное помещение по адресу: "адрес", предоставлено административному истцу и членам его семьи во временное владение и пользование в связи с военной службой Иванова А.Н. и на время ее прохождения им в соответствии с контрактом о прохождении военной службы, по истечении которого наниматель обязан освободить данное жилое помещение.
Более того, п. 1.2 договора установлено, что регистрация нанимателя и членов его семьи по адресу жилого помещения осуществляется на период действия договора, указанного в п. 1.1.
Административный истец, подписав договор найма служебного жилого помещения, согласился с его условиями, в соответствии с которыми проживание по адресу служебного жилья является временным.
При таких данных оспоренный отказ начальника жилищного органа в оформлении документов для регистрации по месту жительства в служебном жилом помещении прав административного истца и членов его семьи не нарушает, а выводы судебных инстанций об обратном являются ошибочными.
Изложенное выше свидетельствует о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального права, которые в силу п. 5 ч. 1 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах Кассационный военный суд полагает необходимым отменить решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 23 декабря 2020 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 3 марта 2021 г, и, не передавая дело на новое рассмотрение, так как по нему все юридически значимые обстоятельства установлены, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 23 декабря 2020 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 3 марта 2021 г, принятые по административному исковому заявлению Иванова Андрея Николаевича отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 августа 2021 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи В.Е. Страхов
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.