Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Страхова В.Е. и Дубова Ю.А., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-98/2020 по кассационной жалобе административного истца Жемчужникова Олега Валерьевича на решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 11 марта 2021 года по административному иску "звание" Жемчужникова Олега Валерьевича об оспаривании действий военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения (далее - военный прокурор РВСН), связанных с предоставлением отпуска.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Диденко А.В, возражавшего против доводов жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Одинцовского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 11 марта 2021 года Жемчужникову отказано в удовлетворении административного иска, в котором он оспорил отказ военного прокурора РВСН продлить основной отпуск за 2020 год на период лечения и полностью освободить от исполнения служебных обязанностей сроком на 15 суток на основании заключения военно-врачебной комиссии.
В кассационной жалобе, поданной 10 июня 2021 года, Жемчужников, считая обжалованные судебные акты незаконными, просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование он, ссылаясь на ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также разъяснения, содержащиеся в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" указывает на необоснованность вывода суда апелляционной инстанции относительно того, что требования п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 февраля 1999 года N 1237 (далее - Положение), не распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы, но не исключенных из списков личного состава.
Также он указывает, что судами не дана оценка его доводам относительно ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, обязывающей гражданина при заболевании указанной инфекцией соблюдать режим самоизоляции.
По мнению автора жалобы, суды не учли того, что примененный ими п. 4 ст. 3 Положения, определяющий срок реализации приказа об увольнении, является отсылочной правовой нормой, допускающей несоблюдение данного срока, в том числе и в связи с ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекцией.
В заключении автор жалобы, ссылаясь на п.п. 60, 62 и 64 Положения "О военно-врачебной экспертизе", утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, утверждает, что отпуска по болезни и освобождения от исполнения обязанностей военной службы являются этапами восстановительного лечения и отказ в их предоставлении не допускается.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами обеих инстанций установлено, что приказом Генерального прокурора РФ от 17 августа 2020 года N 727-к Жемчужников, проходивший военную службу по контракту на должности "данные изъяты" военной прокуратуры РВСН, освобожден от занимаемой должности и уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.
Приказом военного прокурора РВСН от 21 июля 2020 года N 242 административному истцу предоставлены последовательно, без разрыва между ними основной отпуск за 2019 год в количестве 19 суток с 21 июля по 5 августа 2020 года, дополнительный отпуск как ветерану боевых действий за 2020 год 15 суток с 6 по 20 августа 2020 года, отпуск по личным обстоятельствам, предоставляемый в году увольнения с военной службы в количестве 30 суток с 21 августа по 19 сентября 2020 года и основной отпуск за 2020 год пропорционально прослуженному времени в количестве 38 суток (и 3 суток для следования к месту проведения отпуска) с 20 сентября по 30 октября 2020 года.
В связи с поданным Жемчужниковым рапортом о продлении отпуска на период болезни от 7 августа 2020 года и приложенной к нему копии справки, военный прокурор РВСН приказом от 21 августа 2020 года продлил отпуск за 2019 год на 25 суток с 31 октября по 24 ноября 2020 года в связи с болезнью в период с 28 июля по 6 августа 2020 года.
20 ноября 2020 года Жемчужников вновь подал названному должностному лицу рапорт о продлении предоставленного отпуска на период болезни и стационарного лечения с 24 октября по 17 ноября 2020 года, а также просил об освобождении его от исполнении обязанностей военной службы на 15 суток на основании заключения военно-врачебной комиссии от 16 ноября 2020 года.
Приказом военного прокурора РВСН от 24 ноября 2020 года N 387 Жемчужникову предоставлено 16 суток отпуска со 2 по 17 ноября 2020 года в связи с нахождением на стационарном лечении.
Приказом того же должностного лица от 10 декабря 2020 года N 408-к Жемчужникову предоставлен основной отпуск за 2020 год в количестве 7 суток с 12 по 22 декабря 2020 года и 4 суток отдыха за переработку, а с 22 декабря того же года Жемчужников исключен из списков личного состава.
Отказывая в удовлетворении административного иска, вопреки мнению автора жалобы, суды первой и апелляционной инстанций верно установили фактические обстоятельства по делу и правильно истолковали примененные нормы материального права.
В соответствии со ст. 24 Положения, военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об его увольнении.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением поименованных в законе случаев, в том числе, когда он находится на стационарном лечении.
К числу подобных случаев, установленных Положением, отнесена невозможность предоставления военнослужащему основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы, в связи с чем п. 16 ст. 29 этого Положения предусмотрено, что такие отпуска могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками, а исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Пунктом 18 ст. 29 Положения определено, что военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни.
Данная норма, устанавливая правила продления отпусков указанным военнослужащим, обеспечивает им возможность полноценной реализации права на отдых и гарантирует достижение целей предоставления основного и дополнительного отпуска, обусловленных необходимостью последующего надлежащего исполнения обязанностей военной службы. В рассматриваемом же случае военная служба у административного истца прекращена соответствующим приказом об увольнении с нее.
Таким образом, указанная норма вопросы, связанные с порядком определения срока военной службы и времени его истечения, в том числе вопросы, связанные с порядком исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, не регламентирует.
Поскольку прекращение с Жемчужниковым военно-служебных отношений фактически состоялось после окончания лечения в стационарных условиях и предоставленного основного отпуска, то у военного прокурора РВСН не имелось оснований для дальнейшего сохранения за ним статуса военнослужащего.
Доводы автора жалобы об обратном, включая утверждение о ситуации с распространением коронавирусной инфекции и обязательностью предоставления восстановительного лечения, противоречат приведенным нормам материального права, а поэтому являются несостоятельными.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов, предусмотренных ст. 328 КАС РФ не имеется, в связи с чем кассационная жалоба отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.177, 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 11 марта 2021 года по административному иску Жемчужникова О.В. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в установленный ч. 2 ст. 318 того же кодекса срок.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 5 августа 2021 года.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи В.Е. Страхов
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.