Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Шевченко Н.Д. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 208 Темрюкского района от 21 августа 2020 года и решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 2 октября 2020 года, вынесенные в отношении заместителя главы администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Шевченко Николая Дмитриевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 208 Темрюкского района от 21 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 2 октября 2020 года, заместитель главы администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Шевченко Н.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Шевченко Н.Д. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные постановления, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Шевченко Н.Д. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили обстоятельства того, что 10 августа 2020 года в 17 часов 00 минут в ходе обследования должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району улично-дорожной сети Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района выявлены допущенные им, как заместителем главы администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района, нарушения правил содержания дорог и улиц поседения, а именно: в нарушение требований пункта 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" в станице Вышестеблиевская по улице Октябрьская перед пересечением с улицы Урицкого около муниципального дошкольного учреждения детского сада N27 (далее - МДОУ ДС N27) нарушена очередность размещения знаков разных групп, расположенных на одной опоре сверху вниз - дорожные знаки особых предписаний 5.19.1 "Пешеходный переход" установлены над дорожным знаком, приоритета 2.1 "Главная дорога". По улице Урицкого перед пересечением с улицей Октябрьская около МДОУ ДС N27, также нарушена очередность размещения знаков разных групп на одной опоре сверху вниз - дорожные знаки особых предписаний 5.19.1 "Пешеходный переход" установлены над дорожным знаком, приоритета 2.4 "Уступите дорогу"; в поселке Виноградный по улице Ломоносова около муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 12 (далее - МБОУ СОШ N 12) в нарушение требований пункта 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения.
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 5.19.1 "Пешеходный переход" видимость составляет 00 метров, видимость дорожных знаков 1.17 "Искусственная неровность и 3.24 "Ограничение максимальной скорости", расположенных на одной опоре составляет 00 метров, видимость дорожного знака 3.2 "Движение запрещено" также составляет 00 метров. Указанные недостатки в содержании улично-дорожной сети Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района создают реальную угрозу в обеспечении безопасности дорожного движения.
Исходя из приведенных обстоятельств мировой судья, сославшись на должностную инструкцию заместителя главы Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района, посчитал вину Шевченко Н.Д. доказанной.
Судья районного суда признал постановление мирового судьи обоснованным.
Между тем, с выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Выводы судебных инстанций об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности, что в рассматриваемом случае мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела не было учтено.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В силу абзаца шестого пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым пункта 4 статьи 6 указанного Закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Абзацем первым пункта 4 статьи 6 указанного Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся в частности осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно части 4 статьи 15 вышеназванного закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из системного анализа приведенных норм следует, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на территориях сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Доказательств заключения соглашения между органами местного самоуправления муниципального района Темрюкского района и сельского поселения - Вышестеблиевское сельское поселение Темрюкского района о передаче сельскому поселению части полномочий муниципального района на основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе полномочий в области осуществления дорожной деятельности и использования автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае отсутствует закон Краснодарского края о закреплении за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, то эти полномочия отнесены к вопросам местного самоуправления муниципального района.
В связи с изложенным в действиях заместителя главы Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Шевченко Н.Д. отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
В ходе производства по делу заявитель оспаривал виновность в совершении вменяемого административного правонарушения, последовательно заявляя, что он не является субъектом данного административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности приведенные обстоятельства оставлены судебными инстанциями без должного внимания, правомерность определения субъектного состава не проверена.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что признается существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких данных вывод судебных инстанций о виновности главы администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Шевченко Н.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В связи с изложенным постановление мирового судьи судебного участка N 208 Темрюкского района от 21 августа 2020 года и решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 2 октября 2020 года, вынесенные в отношении заместителя главы администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Шевченко Н.Д, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Шевченко Н.Д. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 208 Темрюкского района от 21 августа 2020 года и решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 2 октября 2020 года, вынесенные в отношении заместителя главы администрации Вышестеблиевского сельского поселения Темрюкского района Шевченко Николая Дмитриевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Тарасенко С.Н. N5-507/2020
судья районного суда Коблев С.А. N 12-468/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N16-2936/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.