Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Скорикова Р.Ю. на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 23 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 4 февраля 2021 года и кассационную жалобу представителя ФКУ ЛИУ - 15 УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Оловянишниковой Н.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 4 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Скорикова Р.Ю. об оспаривании действий органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя ФКУ ЛИУ - 15 УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Оловянишниковой Н.Н, настаивавшей на удовлетворении своей кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Скориков Р.Ю. обратился в Дзержинский районный суд г. Волгограда с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления начальника ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области Засыпкина Е.В. от 28 мая 2020 года о применении к нему меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок трое суток.
Просил обязать начальника ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области Засыпкина Е.В. воздержаться от злоупотреблений полномочиями и дальнейшего его преследования.
Также, Скориков Р.Ю. обратился в Дзержинский районный суд г. Волгограда с административным исковым заявлением о признании незаконными действий начальника ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области Засыпкина Е.В, выразившихся в непредоставлении ему возможности ознакомления с материалами, на основании которых к нему применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, а также отсутствии ответа по существу письменного обращения.
Определением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 26 августа 2020 года административные дела по искам Скорикова Р.Ю. объединены в одно производство.
Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 23 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 4 февраля 2021 года решение районного суда отменено в части.
Признано незаконным бездействие начальника ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области Засыпкина Е.В, выразившееся в непредоставлении Скорикову Р.Ю. возможности ознакомиться с материалами, послужившими основанием для наложения на него взыскания в виде водворения в ШИЗО, отсутствии ответов по существу обращения Скорикова Р.Ю. о предоставлении названных документов. На начальника ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области Засыпкина Е.В. возложена обязанность повторно рассмотреть указанное обращение Скорикова Р.Ю.
В остальной части решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 23 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Скориковым Р.Ю. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 27 мая 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 21 июня 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В кассационной жалобе, поданной представителем ФКУ ЛИУ - 15 УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Оловянишниковой Н.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения в той части, которой частично удовлетворен иск Скорикова Р.Ю.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 30 июня 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 июля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя ФКУ ЛИУ - 15 УФСИН России по Волгоградской области по доверенности Оловянишниковой Н.Н, настаивавшей на доводах и требованиях своей кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационных жалобах указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, осужденный приговором Волгоградского областного суда от 15 ноября 2010 года к наказанию в виде 13 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием его в исправительной колонии строгого режима, Скориков Р.Ю. с 24 октября 2018 года отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области, содержится на облегченных условиях отбывания наказания.
Постановлением начальника ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области от 28 мая 2020 года к Скорикову Р.Ю. применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок трое суток без вывода. Постановление объявлено Скорикову Р.Ю. 28 мая 2020 года. Осужденный помещен в ШИЗО в 09 часов 48 минут 28 мая 2020 года, освобожден в 09 часов 45 минут 31 мая 2020 года.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1 Положения).
В силу статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.
Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пунктом "в" части 1 статьи 115 названного Кодекса определено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе в виде водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно статье 117 данного Кодекса при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В соответствии со статьей 119 поименованного Кодекса правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания к осужденным в полном объеме обладают начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 16 главы 3 которых установлено, что осужденные обязаны в том числе: носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника исправительного учреждения.
Согласно пункту 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, правила обязательны для администрации исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительные учреждения. Нарушение правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно рапорту младшего инспектора отдела безопасности исправительного учреждения Козлова С.В. от 25 мая 2020 года, осужденный Скориков Р.Ю. находился в расположении отряда с нарушением формы одежды, без нагрудного знака.
Из рапорта начальника отряда исправительного учреждения Апанасевича Д.А. следует, что 25 мая 2020 года в 14 часов 22 минуты осужденный Скориков Р.Ю. находился в расположении отряда с нарушением формы одежды, без нагрудного знака.
По факту допущенного нарушения от осужденного получена объяснительная, в которой Скориков Р.Ю. указал, что возвращался в спальную секцию из санузла без верхней одежды, в нательном белье без нагрудного знака. Полагает, что он не обязан принимать гидропроцедуры одетым в полную форму одежды.
Согласно характеристике исправительного учреждения, Скориков Р.Ю. стоял на профилактическом учете, как осужденный за участие в преступных сообществах, из проводимых с ним бесед не всегда делает правильные положительные выводы, стремления порвать с уголовной субкультурой не проявляет, дружеские отношения поддерживает с осужденными различной направленности, в связи с чем характеризуется отрицательно.
В период отбывания наказания в отношении Скорикова Р.Ю. неоднократно применялись дисциплинарные взыскания. Из медицинского заключения от 28 мая 2020 года следует, что Скориков Р.Ю. по состоянию здоровья в ШИЗО содержаться может. К категории лиц, не подлежащих переводу в штрафной изолятор, перечисленных в части 7 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Скориков Р.Ю. не относится.
Установив факт нарушения Скориковым Р.В. Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения и применение взыскания компетентным лицом с соблюдением установленного порядка, районный суд принял верное решение о признании законной и обоснованной оспариваемой меры ответственности.
В то же время согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Согласно статье 2 названного Федерального закона под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Таким образом, праву гражданина на получение сведений, непосредственно затрагивающих его права и свободы корреспондирует обязанность соответствующего государственного органа или должностного лица, обладающего этими сведениями, предоставить их для ознакомления гражданину.
Как следует из материалов дела, 2 июня 2020 года административным ответчиком было принято обращение Скорикова Р.Ю, на которое 17 июня 2020 года начальником ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области Засыпкиным Е.В. дан ответ об отказе в представлении копий материалов, послуживших основанием для применения к нему взыскания в виде водворения в ШИЗО, так как данная информация имеет гриф "для служебного пользования".
Однако запрошенные истцом сведения о предоставлении ему для ознакомления материалов, послуживших основанием для привлечения его к ответственности являются сведениями, непосредственно затрагивающими его права и свободы, следовательно, должностное лицо системы исполнения наказания, обладающее этими сведениями, обязано было их предоставить истцу. В связи с чем, апелляционный суд правомерно отменил в данной части решение районного суда и принял новое решение.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 23 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 4 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.