Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы председателя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Кульгускиной Е.С. и представителя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области по доверенности Агинской О.Ю. на решение Волгоградского областного суда от 14 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Развитие территорий", ООО "Орловское", ООО "Зеленый дом" и ОАО "Автодорис" об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения участвовавших в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, настаивавшего на удовлетворении кассационных жалоб, представителя ООО "Зеленый дом" и заключение прокурора Костюка А.И, возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Развитие территорий" обратилось в суд с требованием о признании недействующим подпункта 8.1 пункта 8 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 г. N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" (в редакции распоряжения от 13 декабря 2013 г. N 2743-р), в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда в размере - 3.
Общество с ограниченной ответственностью "Орловское" обратилось в суд с требованием о признании недействующим подпункта 26.3 пункта 26 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 г. N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 2, 80.
Общество с ограниченной ответственностью "Зеленый дом" обратилось в суд с требованием о признании недействующим подпункта 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 г. N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 1, 40.
Открытое акционерное общество "Автодорис" обратилось в суд с требованием о признании недействующим подпункта 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 г. N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в размере - 1, 10.
Решением Волгоградского областного суда от 14 октября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2021 г. решение областного суда изменено, абзацы 2-5 изложены в следующих редакциях:
"Признать недействующим подпункт 8.1 пункта 8 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда в размере - 3 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), со дня его принятия.
Признать недействующим подпункт 26.3 пункта 26 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 2, 80 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), со дня его принятия.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 1, 40 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), со дня его принятия.
Признать недействующим подпункт 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в размере - 1, 10 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 года, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), со дня его принятия".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах, поданных председателем и представителем комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска либо прекращении производства по делу.
Кассационные жалобы, поступившие в суд первой инстанции 24 мая 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 21 июня 2021 года с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, настаивавшего на доводах и требованиях кассационных жалоб, объяснение представителя ООО "Зеленый дом" и заключение прокурора Костюка А.И, полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационных жалобах указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые представлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п утверждён Порядок расчёта арендной платы (далее - Порядок расчета арендной платы) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
В соответствии с абзацами 4 и 11 п. 1.5 Порядка расчёта арендной платы (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, устанавливался нормативным правовым актом министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1.1 Порядка расчёта арендной платы размер арендной платы за земельные участки из категории земель населённых пунктов рассчитывается по следующей формуле: А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан х Ки, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов; Ки - коэффициент индексации.
Коэффициент дифференциации (Кдп) является неотъемлемым элементом определения размера арендной платы и подлежит применению вне зависимости от изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1.13 постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения кадастровой стоимости земельных участков, коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за земельные участки, льгот по её уплате в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области.
В соответствии с абзацами 4, 11 пункта 1.6 постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п коэффициент дифференциации, применяемый при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде, устанавливается нормативным правовым актом министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Оспариваемым в части распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. утверждены значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области (далее - распоряжение N 281-р).
Согласно подпункту 8.1 пункта 8 приложения N 2 к распоряжению N 281-р значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов (Кдп), расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда, было утверждено в размере 2, 60.
В силу изменений, внесенных распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 декабря 2013 г. N 2743-р, указанное значение составило - 3, которое оспаривает ООО "Развитие территорий.
Согласно подпункту 26.3 пункта 26 приложения N 2 к распоряжению N 281-р значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов (Кдп), расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда, утверждено в размере - 2, 80.
Согласно подпункту 14.1 пункта 14 приложения N 2 к распоряжению N 281-р значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов (Кдп), расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г. Волгограда, утверждено в размере - 1, 40.
Согласно подпункту 14.1 пункта 14 приложения N 2 к распоряжению N 281-р значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов (Кдп), расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, утверждено в размере - 1, 10.
Оспариваемое распоряжение действовало в редакциях распоряжений министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 17 сентября 2013 г. N 2041-р, от 13 декабря 2013 г. N 2743-р, от 4 июля 2014 г. N 1208-р, приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с учетом решений Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г. от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка его принятия, опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Распоряжение N 281-р действовало в период с 16 февраля 2013 г. до 1 мая 2017 г. и утратило силу в связи с изданием приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 25 апреля 2017 г. N 49-н.
Утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закреплённого в статье 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
Возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя.
Оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административных истцов и его оспариваемыми положениями затрагиваются их права.
Как следует из материалов дела, ООО "Развитие территорий" является арендатором земельных участков, расположенных по адресу: г. Волгоград, ул. Щауляйская, 11.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда обратился к ООО "Развитие территорий" с требованиями о погашении задолженности по договору аренды, размер которой рассчитан, в том числе за период с 1 января по 31 марта 2017 г. с применением коэффициентов (Кдп) в значении 3, утверждённого подпунктом 8.1 пункта 8 распоряжения N 281-р (в редакции распоряжения от 13 декабря 2013 г. N 2743-р).
ООО "Орловское" является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, рабочий поселок Водострой, ул. Костюченко, д. 6.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2019 г. по делу N А12-22850 частично удовлетворены исковые требования департамента муниципального имущества администрации Волгограда к ООО "Орловское" о взыскании задолженности по арендной плате в рамках договора N 11172 от 21 марта 2017 г. за период с 1 марта 2017 г. по 31 мая 2019 г.
При расчёте задолженности Арбитражный суд применил положения подпункта 26.3 пункта 26 распоряжения N 281-р и коэффициент 2, 80.
ООО "Зеленый дом" являлось арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 144, срок действия договора аренды истек 6 июля 2016 г.
Арбитражным судом Волгоградской области по делу N А12-37198/2018 принято решение от 5 апреля 2019 г. по спору между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и ООО "Зелёный дом" о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за период с 1 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июля 2018 г. по делу N А12-8344/2018 с ООО "Зелёный дом" взыскано неосновательное обогащение за пользование земельным участком за период с 6 июля 2016 г. по 11 мая 2017 г.
Разрешая названные споры, суд исходил из того, что при расчёте суммы арендной платы и неосновательного обогащения в расчёте формулы применялся Кдп в размере 1, 4 в соответствии с подпунктом 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению N 281-р.
ОАО "Автодорис" являлось арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Меделеева, 192.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 января 2018 г. по делу N А12-41935/2017 с ОАО "Автодорис" в пользу комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области взыскана задолженность по арендной плате по договору N 2823 от 26 января 2000 г. за период с 1 апреля по 30 сентября 2017 г, рассчитанная по формуле с применением Кдп в размере 1, 10, установленного подпунктом 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению N 281-р.
Оспариваемые положения распоряжения N 281-р, закрепившие соответствующие значения коэффициентов Кдп, подлежащих использованию при расчете размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, противоречат одному из принципов определения арендной платы - принципу экономической обоснованности, закреплённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в материалы дела представлены экономические обоснования по экспертизе проектов в целях принятия управленческих решений по расчёту и экономическому обоснованию коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки в 2013 году и 2014 году, на основе многофакторного анализа характеристик данных земельных участков, составленных оценщиком - членом Некоммерческого партнёрства "Сообщество специалистов-оценщиков СМАО" Наборщиковым В.В, заказчиком которого являлся комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
В связи с возникшими сомнениями обоснованности приведенных в экономических обоснованиях выводов об определении оспариваемых коэффициентов дифференциации Кдп судом назначена судебная оценочная экспертиза.
Судебный эксперт ООО "Независимая экспертная оценка Волга" пришел к выводу о том, что в материалах дела нет удовлетворяющего требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценки документа - экономического обоснования, аргументирующего значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда (Кдп) в размере 3.
Эксперт установил, что авторами представленных в материалы дела "экономических обоснований", "финансово-экономических обоснований" факторы, влияющие на размер данного Кдп, установленного в размере 3, не определялись, не анализировались, а, кроме того, в отдельных случаях их авторами допускались методологические ошибки, которые существенным образом повлияли на конечный результат расчётов Кдп. Информация, использованная при их составлении, в значительной части не является проверяемой, достаточной и достоверной.
Значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда (Кдп) в размере 3, не является экономически обоснованным.
Эксперт пришел к выводу, что в материалах дела нет удовлетворяющего требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценки документа - экономического обоснования, аргументирующего значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 2, 80.
Согласно заключению эксперта, авторами представленных в материалы дела "экономических обоснований", "финансово-экономических обоснований" факторы, влияющие на размер данного Кдп, установленного в размере 2, 80, не определялись, не анализировались, а, кроме того, в отдельных случаях их авторами допускались методологические ошибки, которые существенным образом повлияли на конечный результат расчётов Кдп. Информация, использованная при их составлении, в значительной части не является проверяемой, достаточной и достоверной.
Значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда (Кдп) в размере 2, 80, не является экономически обоснованным.
Эксперт установил, что в материалах дела нет удовлетворяющего требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценки документа - экономического обоснования, аргументирующего значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г. Волгограда (Кдп) в размере 1, 40.
Согласно экспертной оценке, авторами представленных в материалы дела "экономических обоснований", "финансово-экономических обоснований" факторы, влияющие на размер данного Кдп, установленного в размере 1, 40, не определялись, не анализировались. Какая-либо отчётная часть, подтверждающая экономическую обоснованность значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 1, 40 полностью отсутствует.
Значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13 в Тракторозаводском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 1, 40, не является экономически обоснованным.
Эксперт пришел к выводу, что в материалах дела нет удовлетворяющего требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценки документа - экономического обоснования, аргументирующего значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 1, 10.
По результатам экспертного исследования эксперт пришел к выводу о том, что авторами представленных в материалы дела "экономических обоснований", "финансово-экономических обоснований" факторы, влияющие на размер данного Кдп, установленного в размере 1, 10, не определялись, не анализировались. Какая-либо отчётная часть, подтверждающая экономическую обоснованность значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда (Кдп) в размере 1, 10 полностью отсутствует.
Значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда (Кдп) в размере 1, 10, не является экономически обоснованным.
Основания сомневаться в правильности выводов судебной экспертизы отсутствуют, поскольку оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит обоснованные выводы, которые ясны и не противоречивы.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые значения коэффициентов не являются экономически обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Вместе с тем, апелляционный суд правомерно изменил решение суда в части, касающейся момента признания недействующими оспариваемых положений распоряжения N 281-р и периодов, на которые соответствующие нормативные положения признаны недействующими.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волгоградского областного суда от 14 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 г.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.