Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Подкорытова С.В. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 14 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Подкорытова С.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения участвовавших в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи Подкорытова С.В. и его представителя Пятимкина Е.В, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения представителя главы Республики Крым по доверенности Мироненко Н.А, представителя Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по доверенности Чичкина Д.В, представителя комитета по противодействию коррупции по доверенности Радочен Р.П, возражавших против удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Подкорытов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения 8 внеочередного заседания депутатов Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым второго созыва от 10 марта 2020 года N 31 о досрочном прекращении полномочий депутата второго созыва Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым Подкорытова С.В.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 14 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Подкорытовым С.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 27 мая 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 21 июня 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения Подкорытова С.В. и его представителя Пятимкина Е.В, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснения представителя главы Республики Крым по доверенности Мироненко Н.А, представителя Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по доверенности Чичкина Д.В, представителя комитета по противодействию коррупции по доверенности Радочен Р.П, полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Подкорытов С.В. является депутатом Гвардейского сельского совета Симферопольского района Республики Крым второго созыва на основании решения Территориальной избирательной комиссии Симферопольского района Республики Крым от 18 сентября 2019 года N 170/2875-1.
Подкорытовым С.В. 10 января 2020 года в администрацию муниципального образования Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым предоставлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно оспариваемому решению внеочередного заседания Гвардейского сельского совета от 10 марта 2020 года N 31, сельский совет, рассмотрев письмо главы Республики Крым Аксенова С.В. от 3 марта 2020 года, решилпрекратить досрочно полномочия депутата Подкорытова С.В.
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" на лиц, замещающих муниципальные должности, возложена обязанность в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года N 77-ЗРК "О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым" должность депутата сельского совета отнесена к муниципальным должностям в Республике Крым. Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата.
Законом Республики Крым от 14 марта 2018 года N 479-ЗРК/2018 "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений" установлен порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах.
В соответствии с частью 1 со статьи 2 Закона Республики Крым N 479-ЗРК граждане, претендующие на замещение должности главы местной администрации по контракту в Республике Крым, лицо, замещающее указанную должность, а также, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Главе Республики Крым сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки лицом, замещающим муниципальную должность, а также лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту в Республике Крым (далее - лицо, замещающее должность), - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, за исключением лиц, указанных в части 2-1 настоящей статьи (часть 2 статьи 2 данного Закона).
Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе (далее - депутат сельского поселения), представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также в срок, указанный в пункте 2 части 2 настоящей статьи, за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", не совершались, депутат сельского поселения сообщает об этом Главе Республики Крым в сроки, предусмотренные частью 2-1 настоящей статьи, путем направления в уполномоченный орган Республики Крым по осуществлению функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений) уведомления, составленного по форме согласно Приложению к настоящему Закону (части 2-1, 2-2 статьи 2 Закона Республики Крым N 479-ЗРК).
Частью 3 статьи 2 названного Закона сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В силу статьи 10-1 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Комитет по противодействию коррупции Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику в сфере противодействия коррупции и осуществляющий функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Республике Крым. Комитет по противодействию коррупции Республики Крым подотчетен и подконтролен Главе Республики Крым.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ.
Таким образом, Подкорытов С.В, выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, принял на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими полномочиями ограничения.
Согласно пункту 4.3 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ сведения о доходах, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, должны размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляться для опубликования средствами массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Учитывая императивный характер указанных положений законодательства Российской Федерации, муниципальное образование самостоятельно утверждает порядок размещения сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности, в сети "Интернет" на своем официальном сайте, тогда как Законом Республики Крым N 479-ЗРК предусмотрено предоставление деклараций о доходах в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершение нарушения.
Факт неисполнения административным истцом антикоррупционного законодательства документально подтвержден, процедура принятия оспариваемого решения соблюдена.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 14 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.