Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миргородского В.И. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Севастополя" о признании права на ежемесячную доплату к пенсии, перерасчете пенсии и выплате задолженности
по кассационной жалобе Миргородского В.И. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 01 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Миргородский В.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Севастополя", в котором просил:
- признать за Миргородским В.И. право на невыплаченную ежемесячную доплату к пенсии с 01 октября 2015 года в размере 2 500 рублей, с 01 февраля 2016 года в размере 3 700 рублей, с 01 февраля 2017 года в размере 4 900 рублей;
- возложить на Центр социального обеспечения Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Севастополя" обязанность устранить нарушение закона, произвести перерасчет и выплатить образовавшуюся задолженность, возникшую с 01 октября 2015 года до 01 октября 2018 года, исходя из указанных выше сумм.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 октября 2020 года в удовлетворении иска Миргородского В.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 01 марта 2020 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Миргородский В.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции
В обоснование доводов кассационной жалобы Миргородский В.И. полагает, что суды первой и апелляционной инстанции пришли к ошибочному выводу о повышении ему размера пенсии с 01 января 2012 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2011 года N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", поскольку повышение на основании указанного нормативного акта должно быть произведено с 01 января 2013 года за счет повышения оклада по воинскому званию. Поскольку увеличение пенсии имело место с 01 января 2013 года, то истец попадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 09 декабря 2015 года N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров". Указывает, что Постановление Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2011 года N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", предусматривающее повышение пенсии для категории пенсионеров из числа военных прокуроров, вступает в силу с 01 января 2013 года, следовательно, ответчик не мог до вступления в действие законодательного акта произвести расчет и выплату пенсионеру.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа начальника генерального штаба вооруженных сил Украины N от ДД.ММ.ГГГГ Миргородский В.И. уволен с военной службы с воинской должности помощника военного прокурора Севастопольского гарнизона в воинском звании "майор юстиции", и исключен из списков личного состава военной прокуратуры приказом военного прокурора военно-морских сил Украины от ДД.ММ.ГГГГ N.
Миргородский В.И. обратился в Центр социального обеспечения Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Севастополя" с заявлением о доплате к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 декабря 2015 года N610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров", в чем ему было отказано по причине того, что перерасчет пенсии истцу был произведен с 01 января 2012 года.
По состоянию на 01 июня 2011 года размер пенсии Миргородского В.И. составлял 15 256, 69 рублей из расчета оклада по воинскому званию в размере 2833 рублей.
01 января 2012 года истцу Миргородскому В.И. произведен перерасчет размера пенсии на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2011 года N992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" из расчета оклада по воинскому званию в размере 11 500 рублей, после чего размер пенсии Миргородского В.И. составил 18 668, 01 рублей.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 7 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Указом Президента Российской Федерации от 09 декабря 2015 года N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", исходил из того, что поскольку размер пенсии Миргородского В.И. был пересмотрен с 01 января 2012 года в связи с реформированием денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, то основания для перерасчёта пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 декабря 2015 года N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" отсутствуют.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества независимых государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в подпунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части 1 статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Минобороны России.
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (часть 1 статьи 7 названного федерального закона).
Предметом регулирования Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" является установление денежного довольствия военнослужащим и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1).
Порядок применения Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8 - 9 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые вступили в силу 11 ноября 2011 года.
В силу части 8 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Частью 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ предусмотрено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пенсионерам при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона)".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09 декабря 2015 года N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" с 1 октября 2015 года пенсионерам, размер пенсий которых не был пересмотрен с 1 января 2012 года при реформировании денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, установлена ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в размере 2 500 рублей, с 1 февраля 2016 года - в размере 3 700 рублей, с 1 февраля 2017 года - в размере 4900 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно исходили из того, что с 01 января 2012 года произведен перерасчет размеров пенсий прокурорским работникам (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры), что исключает возможность перерасчета размера пенсии Миргородскому В.И. в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 09 декабря 2015 года N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров".
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о том, что отсутствуют основания для перерасчёта пенсии Миргородскому В.И. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 декабря 2015 года N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров", поскольку истцу произведен перерасчет пенсии по состоянию на 01 января 2012 года, а доводы истца о необходимости перерасчета пенсии за период с октября 2015 года до февраля 2018 год основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения настоящего дела, которые исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, они приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 01 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Миргородского В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.