Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 (в настоящее время- Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2, далее ГУ - Центр ПФР N 2) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование заявленных требований указано, что решением ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N истице отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на один год, как гражданину, постоянно проживающему (работающему) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основанием к отказу явилось отсутствие у ФИО1 правоустанавливающего документа, выданного в соответствии с нормами Российского законодательства (удостоверения).
С указанным решением ФИО1 не согласна, полагает, что имеет право на пенсию по указанным основаниям, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала и работала в "адрес", который на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 1992 года N 328 относился к зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Просила суд признать незаконным решение ответчика и возложить на него обязанность назначить ей пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на один год, как гражданину, постоянно проживающему (работающему) на территории проживания с льготными социально-экономическим статусом, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 30 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 февраля 2021 года указанное решение отменено и принято новое решение об удовлетворении исковых требований. Судом постановлено:
признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости;
обязать ГУ - Центр ПФР N 2 назначить ФИО1 пенсию по старости в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе ГУ - Центр ПФР N 2 просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 февраля 2021 года отменить, оставить в силе решение Советского районного суда г. Волгограда от 30 июля 2020 года. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика просил рассмотреть дело без его участия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определилкак общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Закон N 400-ФЗ) определено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350 - ФЗ "О внесении изменений в отельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пп. 19 -21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу п. 8 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также- Закон N1244-1) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии со ст. 34 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом (статья 49 Закона N 1244-1).
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона N1244-1).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 166-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н (далее - Перечень документов).
В соответствии с пунктом 100 Перечня документов, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года), необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с учётом положений ст. 34 Закона N 1244-1 с 24 мая 2019 года со снижением пенсионного возраста на один год, то есть по достижении 54 лет, в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения в "адрес".
В подтверждение факта проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории, относящейся к зоне радиоактивного загрязнения, истица предоставила: справки, подтверждающие факт проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в "адрес", выданные ОАО "Белорусский металлургический завод - управляющая компания холдинга "Белорусский металлургический комбинат" от ДД.ММ.ГГГГ N, и коммунальным дочерним жилищно-эксплуатационным унитарным предприятием "Жилкомсервис два", а также справку, выданную "адрес" исполнительным комитетом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, о том, что "адрес" на основании перечня населённых пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N, относился к зоне радиоактивного загрязнения и, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N, с ДД.ММ.ГГГГ исключён из перечня населённых пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения.
Из справки ОАО Белорусский металлургический завод - управляющая компания холдинга "Белорусская металлургическая компания" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята в качестве аппаратчика в сталепроволочный цех с производством металлокорда 1 (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) и уволена ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон (распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со сведениями из справки, выданной Жлобинским районным исполнительным комитетом Гомельской области от ДД.ММ.ГГГГ N, г.Жлобин на основании перечня населённых пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утверждё ФИО3 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ N, относился к зоне радиоактивного загрязнения. Проживающие пользовались льготами по статье 23 Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий".
Решением ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N в установлении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 отказано, в связи с отсутствием правоустанавливающего документа (удостоверения), выданного в соответствии с нормами российского законодательства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на то, что законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС только при условии предъявления соответствующего удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других республик бывшего СССР. Суд пришёл к выводу о правомерности отказа пенсионным органом в назначении ФИО1 пенсии по статье 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статье 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования истицы, исходил из того, что факт проживания ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подтверждается представленными доказательствами, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истицы права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по достижению возраста 54 лет.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении норм материального права.
Изложенные в жалобе ответчика доводы об отсутствии возможности предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, которые не были проверены на соответствие законодательству выдавшего их государства, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций и по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии являться не могут.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод жалобы ответчика о нарушении судом при разрешении спора положений ст. 49 Закона N1244-1, которой для граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившихся с территорий Украины, Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, установлены лишь гарантии мер социальной поддержки, к каковым пенсии не относятся, основан на неправильном толковании указанной нормы, поскольку, данная норма, направленная на обеспечение возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием непосредственно не устанавливает ни условия предоставления таким категориям лиц тех или иных мер социальной поддержки, ни порядок определения размеров соответствующих денежных выплат, а с учетом отнесения истицы к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, ввиду проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, она вправе претендовать, при соблюдении предусмотренных законом условий, на назначение ей страховой пенсии досрочно с применением положений статьи 34 Закона N1244-1.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 3 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.