Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21.12.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым) о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06.08.2020 исковые требования Т.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований Т.В. Суд постановилпризнать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым от 11.06.2020 N, возложить обязанность на ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым включить в специальный стаж Т.В. в льготном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить Т.В. досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым в пользу Т.В. государственную пошлину в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Т.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку N (работа в противочумном учреждении).
Решением ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ спорный период был включен в специальный стаж по Списку N в календарном исчислении, в связи с этим специальный стаж составил 08 лет 10 месяцев 26 дней.
В связи с недостаточностью специального стажа ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым отказало Т.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом указало на действующее до 01.01.1992 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", на применяемое с 01.01.1992 Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также на Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Не согласившись с указанным решением, Т.В. обратилась в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что суду первой инстанции следовало исходить из того, что для учета периодов работы Т.В, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ, применяется порядок исчисления специального стажа, предусмотренный пенсионным законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях". При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Частью 3 ст. 2 от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 вышеуказанной нормы установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а именно п.п. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10.
В данный список включены работники, занятые в противочумных учреждениях всех без исключения должностей, следовательно, данные лица обладают правом на пенсию по старости на льготных условиях (Список N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 в разделе XXIV позиция 22600000-1754а).
Работники, занятые в противочумных учреждениях, поименованы также разделом 26 "Учреждения здравоохранения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, который действовал ранее.
В соответствии со ст. 94 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", при подсчете трудового стажа, указанного в ст. 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в противочумных учреждениях исчислялись в двойном размере. Однако данная норма была отменена с 1 января 2002 года, в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
В силу ч.3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 ст. 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом "е" части первой ст. 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 N1788 - XII, постановлением Кабинета Министров Украины "О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет" от 4 ноября 1993 года N 909, Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.2003 N 36 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях", действовавших на территории Республики Крым по 31.12.2014, работники образования, здравоохранения и социальной защиты населения имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25лет.
В соответствии со ст. 60 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 N1788 - XII работа в лепрозорных и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, в патологоанатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения включается в стаж работы в двойном размере. При этом право на льготное исчисление стажа имеют работники независимо от занимаемых должностей.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.2003 N36 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях", пунктом 24 раздела XXIV Списка N2 предусмотрены работники, занятые в противочумных учреждениях, без наименования должностей.
Согласно записям в трудовой книжке, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Т.В. работала главным бухгалтером в Крымской противочумной станции Минздрава Украины.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21.12.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.