Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-435/2021 (УИД 34OS0000-01-2021-000436-83) по административному исковому заявлению Першина Тимофея Александровича об отмене постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 30 июля 2021 г. N 198/1540-6 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Волгоградская область - Красноармейский одномандатный избирательный округ N 82" Першина Тимофея Александровича
по апелляционной жалобе Першина Тимофея Александровича на решение Волгоградского областного суда от 4 августа 2021 г, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения Першина Т.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области, действующей в качестве окружной избирательной комиссии, от 30 июля 2021 г. N 198/1540-6 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Волгоградская область - Красноармейский одномандатный избирательный округ N 82" Першину Т.А, выдвинутому в порядке самовыдвижения по названному избирательному округу, на основании статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктов 7 и 8 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ввиду непредставления кандидатом подписных листов с подписями избирателей и сопутствующих документов.
Першин Т.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить указанное постановление и возложить на Избирательную комиссию Волгоградской области обязанность принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без предъявления подписных листов и сопутствующих им документов; либо обязать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации объявить перенос выборов и перенос сроков сбора подписей в поддержку кандидатов до нормализации эпидемиологической обстановки в регионе и отмене ограничительных мер, связанных с повышенной готовностью.
В обоснование требований административный истец указал на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований законодательства, поскольку избирательная комиссия, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановкой, должна была его зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без предъявления подписных листов и сопутствующих документов.
Определением Волгоградского областного суда от 4 августа 2021 г. административное исковое заявление Першина Т.А. в части требования о возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации принять решение о переносе выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации оставлено без рассмотрения.
Решением Волгоградского областного суда от 4 августа 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Першин Т.А. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Волгоградской области, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представитель Избирательной комиссии Волгоградской области ходатайствовал о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке без его участия.
Заслушав объяснения Першина Т.А, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Пунктом 1.2 статьи 37 названного Федерального закона предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что по избирательному округу "Волгоградская область - Волгоградский одномандатный избирательный округ N 82" число зарегистрированных избирателей составляет 491102 человека.
Пунктом 1.3 Порядка приема окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/74-8, определено, что подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны в количестве не менее трех процентов от указанного в Федеральном законе от 3 ноября 2015 г. N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее трех тысяч подписей избирателей для регистрации кандидатом в депутаты по избирательному округу N 82 - 14734 подписи избирателей (Приложение N 3 к названному Порядку).
Пунктами 7 и 8 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке, а также отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию, документов, указанных в части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, - для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения).
Пунктами 1-4 части 2 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено, что одним из условий регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, является представление: подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованных и сброшюрованных в виде папок; протокола об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона; списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона; копии документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений федеральных законов следует, что законодателем установлен ряд требований, в том числе по сбору подписей в количестве, необходимом для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, и представлению подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
В силу части 5 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, окружная избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня указанного заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае, если в результате проверки, проведенной окружной избирательной комиссией, выявлено отсутствие копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 41 и частью 4 статьи 43 настоящего Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, согласно которым Першин Т.А. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва не представил в Избирательную комиссию Волгоградской области подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предусмотренные частью 2 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в том числе и до дня заседания комиссии по вопросу регистрации его в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации после извещения последнего избирательной комиссией о выявленном недостатке в представленных документах и об отсутствии документов, необходимых для регистрации кандидата.
Непредставление административным истцом документов, необходимых в соответствии с требованиями закона для регистрации кандидата, в силу приведенных положений норм федерального законодательства является безусловным основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в его регистрации.
Вопреки доводам административного истца вышеуказанные нормы Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не допускают регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого в порядке самовыдвижения, без представления подписных листов, а также протокола об итогах сбора подписей избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, являющихся обязательными документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Содержащиеся в административном исковом заявлении и повторяющиеся апелляционной жалобе доводы административного истца о наличии неблагоприятной эпидемиологической обстановки на территории Волгоградской области, связанной с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), повлиявшей на сбор подписей избирателей в поддержку его кандидатуры, проверялись судом первой инстанции и получили правильную оценку в решении суда.
Приведенные административным истцом нормативные правовые акты в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия не содержат запрета административному истцу, находящемуся в равном положении с иными кандидатами, выдвинувшимися в порядке самовыдвижения, при соблюдении соответствующих мер санитарно-эпидемиологической безопасности осуществлять сбор подписей в поддержку своего выдвижения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии, признав доводы Першина Т.А. несостоятельными.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, и получившим правильную оценку суда, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волгоградского областного суда от 4 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Першина Тимофея Александровича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.