Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногий А.В, рассмотрев выделенный из административного дела N3а-190/2021 материал по частной жалобе Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на определение Челябинского областного суда от 18 мая 2021 года о наложении судебного штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 9 октября 2014 года N10 "Об утверждении корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки п.Западный Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области" в части включения в границы населённого пункта п.Западный лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Шершеневского лесничества Кременкульского участкового лесничества:
квартал 99 выдел 11 площадь 191 кв.м, выдел 12 площадь 7 555 кв.м, выдел 13 площадь 7 293 кв.м, выдел 14 площадь 1 303 кв.м, выдел 15 площадь 1 267 кв.м, выдел 16 площадь 6 789 кв.м, выдел 24 площадь 1 317 кв.м, выдел 26 площадь 632 кв.м, выдел 40 площадь 1 970 кв.м;
квартал 100 выдел 1 площадь 555 кв.м, выдел 2 площадь 16 655 кв.м, выдел 3 площадь 582 кв.м, выдел 4 площадь 683 кв.м, выдел 5 площадь 12 178 кв.м, выдел 11 площадь 1 413 кв.м, выдел 15 площадь 16 353 кв.м, выдел 16 площадь 4 082 кв.м, выдел 17 площадь 269 кв.м, выдел 18 площадь 286 кв.м, выдел 19 площадь 385 кв.м, выдел 21 площадь 2 176 кв.м, выдел 22 площадь 2 297 кв.м, выдел 23 площадь 1 475 кв.м, выдел 25 площадь 9 387 кв.м, выдел 28 площадь 2 283 кв.м, выдел 29 площадь 8 124 кв.м, выдел 30 площадь 2 152 кв.м, выдел 34 площадь 9 388 кв.м, выдел 35 площадь 243 кв.м, квартал 105 выдел 2 площадь 25 14 кв.м, выдел 3 площадь 11 939 кв.м, выдел 7 площадь 4 182 кв.м, выдел 8 площадь 5 420 кв.м, выдел 9 площадь 10 183 кв.м, выдел 44 площадь 1 210 кв.м (л.д.4-8).
Определением судьи Челябинского областного суда от 15 марта 2021 года данное административное исковое заявление принято к производству Челябинского областного суда, по делу назначено проведение подготовки к судебному разбирательству (л.д.1-3).
В данном определении среди прочего на административного ответчика возложена обязанность представить в судебное заседание заверенную копию оспариваемого нормативного правового акта, документы, подтверждающие соблюдение порядка его принятия (согласование проекта генерального плана в порядке, предусмотренном действующим на момент его принятия законодательством, соблюдение порядка назначения и проведения публичных слушаний, протокол заседания Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 9 октября 2014 года, Устав Кременкульского сельского поселения по состоянию на 9 октября 2014 года, сведения об опубликовании оспариваемого нормативного правового акта, документы, подтверждающих наличие у представительного органа сельского поселения полномочий на принятия оспариваемого нормативного правового акта, сведения о переводе земельных участков, указанных в исковом заявлении, из лесных участков в иную категорию), других документов в подтверждении законности оспариваемого нормативного правового акта) (л.д.2 на обороте).
Копия данного определения направлена в адрес Совета депутатов 22 марта 2021 года по электронной почте (л.д.10) и посредством почтовой связи (л.д.12-13).
Из почтового уведомления N45491 57 877918 следует, что почтовый конверт с данной судебной корреспонденцией получен Советом депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области 26 марта 2021 года (л.д.17).
В судебное заседание 6 апреля 2021 года представитель Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области не явился, истребованные судом документы административный ответчик не представил, равным образом как и не сообщил причины невозможности их предоставления в установленный судом срок; протокольным определением Челябинского областного суда от 6 апреля 2021 года назначено судебное разбирательство по делу на 27 апреля 2021 года, направлены запросы об истребовании доказательств (л.д.14 на обороте).
7 апреля 2021 года в адрес Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Челябинским областным судом направлен судебный запрос (исх.N3а-190/2021) об истребовании (предоставлении) доказательств, поименованных в определении судьи Челябинского областного суда от 15 марта 2021 года (л.д.16).
В указанном судебном запросе определена дата предоставления запрашиваемых документов не позднее 20 апреля 2021 года.
Посредством почтовой связи запрос направлен 9 апреля 2021 года (л.д.19), вручен получателю 16 апреля 2021 года (л.д.20).
В судебное заседание 27 апреля 2021 года представитель Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области также не явился, истребованные судом документы административный ответчик не представил, равным образом как и не сообщил суду причины невозможности их предоставления в установленный срок; протокольным определением Челябинского областного суда от 27 апреля 2021 года судебное заседание отложено на 18 мая 2021 года, в котором суд определилпоставить на обсуждение вопрос о наложении на административного ответчика судебного штрафа (л.д.21-22).
29 апреля 2021 года Челябинским областным судом в адрес Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области повторно направлен аналогичный судебный запрос, содержащий информацию о необходимости представления ответа на него в срок не позднее 17 мая 2021 года (л.д.23).
Данный судебный запрос направлен на адрес электронной почты Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области: sp_kremenkulskoe@chelsosna.ru (л.д.25), но не получен получателем (л.д.26), а также посредством почтовой связи по адресу: "адрес" (идентификационный номер N) (л.д.27).
4 мая 2021 года в Челябинский областной суд посредством электронной почты поступило ходатайство от представителя Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о привлечении в качестве административного соответчика Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (л.д.28-30). Каких-либо документов, истребованных по указанным выше судебным запросам, совместно с предъявленным ходатайством, не представлено.
Вместе с тем, посредством электронной почты, поименованной, как принадлежащей администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, привлечённой судом к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица (л.д.32-33), 14 мая 2021 года в Челябинский областной суд направлены следующие документы (л.д.35):
- сопроводительное письмо представителя Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 11 мая 2021 года (л.д.40) о представлении в Челябинский областной суд копии запрашиваемых на основании судебных запросов от 7 апреля 2021 года, от 29 апреля 2021 года документов: выписки из протокола заседания Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 9 октября 2014 года (л.д.41), Устава Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (л.д.46-91). В этом же письме дополнительно сообщено, что копию решения Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 9 октября 2014 года N10 "Об утверждении корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки п.Западный Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области", документы, подтверждающие соблюдение порядка принятия нормативного правового акта (согласование проекта генерального плана в порядке, предусмотренном действующим на момент его принятия законодательством, соблюдение порядка назначения и проведения публичных слушаний, сведения о переводе земельных участков, указанных в исковом заявлении, из лесных участков в иную категорию) представить не представляется возможным ввиду их отсутствия; в связи с этим направлен запрос в Управление Архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Архивный отдел администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (л.д.40);
- копия запроса Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, адресованного 4 мая 2021 года в Архивный отдел Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, о предоставлении во исполнение определения о возбуждении административного дела и о подготовке дела к судебному разбирательству судьи Челябинского областного суда дело N3а-190/2021 архивной копии решения Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 9 октября 2014 года N10 "Об утверждении корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки п.Западный Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области" со всеми приложениями. В указанном запросе содержится просьба о предоставлении данных документов в срок до 14 мая 2021 года в связи с тем, что судебное заседание назначено на 18 мая 2021 года (л.д.42). Запрос отправлен адресату 4 мая 2021 года с пометкой "Срочно!" по адресу электронной почты: arhiv-otd@chelsosna.ru (л.д.43).
- копия запроса Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, адресованного 11 мая 2021 года начальнику Управления Архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, об истребовании во исполнение определения о возбуждении административного дела и о подготовке дела к судебному разбирательству судьи Челябинского областного суда дело N3а-190/2021 документов, подтверждающих соблюдение порядка принятия нормативного правового акта - решения Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 9 октября 2014 года N10 "Об утверждении корректировки генерального плана и правил землепользования и застройки п.Западный Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области" (согласование проекта генерального плана в порядке, предусмотренном действующим на момент его принятия законодательством, соблюдение порядка назначения и проведения публичных слушаний, сведения о переводе земельных участков, указанных в исковом заявлении, из лесных участков в иную категорию). В данном запросе содержится отметка о предоставлении документов до 17 мая 2021 года (л.д.36, 38, 44), запрос отправлен адресату посредством электронной почты с пометкой "Срочно!" 12 мая 2021 года (по адресу: arch-story@chelsosna.ru) (л.д.36 на обороте, 45).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области пояснил, что запрашиваемые судом документы отсутствуют в Совете депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, находятся в Управлении архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, у которого Советом данные документы запрошены, однако не поступили до настоящего времени; все имеющиеся в распоряжении Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области документы были представлены суду (протокол судебного заседания от 18 мая 2021 года, лист 3, л.д.97-99).
Протокольным определением Челябинского областного суда от 18 мая 2021 года определено направить запрос в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области, обязать представителя административного ответчика представить все решения в отношении генерального плана п.Западный с момента принятия и пояснения, каким нормативным правовым актом, регулирующим данные отношения, лесные участки включены в состав границ п.Западный (л.д.99 на обороте).
Определением Челябинского областного суда от 18 мая 2021 года на Совет депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области наложен судебный штраф за непредставление истребуемых судом документов в размере 3 000 рублей (л.д.100-102).
Копия данного судебного постановления направлена в адрес Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области 21 мая 2021 года (л.д.103) и получена адресатом посредством почтовой связи 1 июня 2021 года (л.д.104).
В частной жалобе административный ответчик просит отменить определение судьи о наложении судебного штрафа, полагая его незаконным и необоснованным (л.д.112), указав, что им предприняты все меры по предоставлению испрашиваемой информации и документов путём направления запроса органу, разработавшему и подготовившему проектную документацию, ответ на который до настоящего времени не поступил.
Частная жалоба рассмотрена судьёй апелляционной инстанции без проведения судебного заседания на основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав представленный материал по административному делу N3а-190/2021, изучив доводы частной жалобы, судья полагает, что основания для отмены обжалуемого определения отсутствуют.
Накладывая на Совет депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области судебный штраф, суд первой инстанции оценил бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении определения суда, а также установленной законом обязанности сообщить суду о невозможности представления таких документов, как противодействие своевременной подготовке дела к судебному разбирательству и его рассмотрению по существу.
Изложенная позиция является верной.
Одной из задач административного судопроизводства в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 5 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющей порядок действий сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству, в случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьёй 122 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которой определены размеры судебных штрафов, предусмотрено, что судебные штрафы налагаются судом в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа установлен статьёй 123 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которой вопрос о наложении на лицо судебного штрафа разрешается в судебном заседании. По результатам рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа суд выносит мотивированное определение.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года N21 "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел" разъяснено, что суд вправе с учётом обстоятельств административного дела в целях решения задач административного судопроизводства, реализуя принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, возложить на лицо, участвующее в деле, наделённое публичными полномочиями, обязанность по представлению в определённый срок доказательств, возражений в письменной форме. За неисполнение указанной обязанности на лицо, участвующее в деле, в том числе на сторону административного судебного процесса, может быть наложен судебный штраф (статья 3, пункт 7 статьи 6, статьи 9, 14, 63, часть 5 статьи 135, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из приведённых положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что наложение судебного штрафа является правом суда, который в рамках своих полномочий на основе конкретных обстоятельств отдельно взятого дела и действующего законодательства может принять решение о наложении судебного штрафа или отказать в его наложении, о чем вынести соответствующее определение.
Принимая во внимание, что Советом депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области не были предприняты меры для своевременного извещения суда о невозможности представления истребуемых документов в установленный судом срок, в том числе первоначально и повторно установленные сроки; учитывая, что информация о невозможности представления Советом депутатов истребуемых сведений и документов представлена в суд только 4 мая 2021 года, при этом Советом депутатов не предприняты своевременные меры по получению доказательств, истребуемых судом; суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что имелись достаточные основания считать непредставление административным ответчиком в установленные судом сроки письменных доказательств по существу заявленных административных требований его противодействием своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству и его рассмотрением по существу.
Суд апелляционной инстанции учитывает разъяснения, содержащиеся в пунктах 1, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 года N21 "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел", согласно которым исходя из принципа законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, предусмотренного статьеё 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, меры процессуального принуждения должны отвечать требованию соразмерности допущенному нарушению, применяться с учётом всей совокупности обстоятельств совершённого нарушения и процессуального положения участника процесса; наложение судебного штрафа является правом суда, который в рамках своих дискреционных полномочий на основе конкретных обстоятельств отдельно взятого дела и действующего законодательства может принять решение о наложении судебного штрафа или отказать в его наложении и вынести соответствующее определение.
В настоящем случае размер судебного штрафа определён судом в пределах, установленных частью 1 статьи 122 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Применённая мера процессуального принуждения отвечает требованию соразмерности допущенному нарушению.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт несвоевременного уведомления суда первой инстанции о невозможности представления запрашиваемых документов в установленные судом сроки и факт несвоевременного представления истребуемых доказательств подтверждаются материалами дела, суд правомерно наложил на административного ответчика судебный штраф.
Довод частной жалобы о невозможности представления истребуемых документов, находящихся в распоряжении Управления архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области признаётся несостоятельным, поскольку Совет депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области является органом публичной власти, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, что предполагает наличие у него соответствующих документов, отражающих результат нормативно-правотворческой деятельности.
Довод частной жалобы о невозможности исполнения судебного определения о наложении судебного штрафа основанием для отмены постановленного судебного акта не является, поскольку такое судебное постановление подлежит исполнению органом публичной власти в порядке, установленном действующим бюджетным законодательством.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда о наложении судебного штрафа является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам частной жалобы.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Челябинского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.