Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-833/2020 по иску Дудко Сергея Викторовича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным в части решения N 472296/19 от 27 ноября 2019 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Дудко Сергея Викторовича на решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 29 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 30 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дудко С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании незаконным в части решения N 472296/19 от 27 ноября 2019 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 14 ноября 2019 г. Дудко С.В. обратился в ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 55 летнего возраста, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
27 ноября 2019 г. решением ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) N 47296/19 Дудко С.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостаточности стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Ответчиком засчитан в специальный стаж, дающий право на указанный вид пенсии, период трудовой деятельности продолжительностью 11 лет 6 месяцев 22 дня, что менее 12 лет 6 месяцев, требуемого в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом, Дудко С.В. не включены в специальный стаж следующие периоды: с 10 декабря 2003 г. по 28 февраля 2007 г. (продолжительностью 2 года 8 месяцев 26 дней, за исключением 5 месяцев 25 дней, подлежащих учету) в качестве машиниста автомотрисы в ЗАО "БСК-Энергомонтаж", поскольку код льготной профессии по сведениям персонифицированного учета указан частично; с 01 марта 2007 г. по 31 октября 2009 г. (продолжительностью 2 года 8 месяцев 1 день) в качестве машиниста автомотрисы в ЗАО "Энергосвязьмонтаж", поскольку код льготной профессии по сведениям персонифицированного учета отсутствует; с 17 ноября 2014 г. по 29 мая 2015 г. (продолжительностью 6 месяцев 13 дней) в качестве электромонтера контактной сети в ООО "Евродорстрой", поскольку код льготной профессии по сведениям персонифицированного учета отсутствует.
Истец не согласен с решением ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) N 47296/19, полагая его незаконным.
При обращении за назначением досрочной страховой пенсии по старости им были представлены ответчику трудовая книжка АТ-П N 3724405 и соответствующие документы, в которых отражена его трудовая деятельность в должностях и организациях, дающая право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. При этом трудовая книжка не содержит записей, которые могли бы быть истолкованы неоднозначно, что подтверждает его работу в спорные периоды с особыми условиями труда.
В случае включения вышеуказанных периодов в стаж трудовой деятельности, а также исчисления в льготном порядке, у него возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Полагал, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, размер компенсации которого он оценивает в 10 000 руб.
С учетом изложенного Дудко С.В. просил признать незаконным в части решение ГУ-УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) от 27 ноября 2019 г. N 472296/19, которым отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды: с 10 декабря 2003 г. по 28 февраля 2007 г. (продолжительностью 2 года 8 месяцев 26 дней, за исключением 5 месяцев 25 дней, подлежащих учету) в качестве машиниста автомотрисы в ЗАО "БСК-Энергомонтаж", с 01 марта 2007 г. по 31 октября 2009 г. (продолжительностью 2 года 8 месяцев 1 день) в качестве машиниста автомотрисы в ЗАО "Энергосвязьмонтаж" и с 17 ноября 2014 г. по 29 мая 2015 г. (продолжительностью 6 месяцев 13 дней) в качестве электромонтера контактной сети в ООО "Евродорстрой", назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента достижения возраста 55 лет, то есть с 25 ноября 2019 г, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Торжокского межрайонного суда Тверской области от 29 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 30 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований Дудко С.В. отказано.
В кассационной жалобе Дудко С.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений как не соответствующих требованиям закона. По мнению кассатора, указание в обжалуемых постановлениях на то, что работодатель не представил в пенсионный фонд сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, не может быть принято во внимание, поскольку отсутствие указанных сведений является виной работодателя, обязанного представлять индивидуальные сведения; выписка из индивидуальною лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не является единственным допустимым доказательством подтверждения трудового стажа. Полагает, что в случае включения вышеуказанных периодов в стаж трудовой деятельности, а также исчисления в льготном порядке у него возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Списком от 24 апреля 1992 г. N 272 предусмотрена профессия "машинисты и помощники машинистов автомотрис и мотовозов".
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Подпунктом 5 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н предусмотрено, что подтверждению подлежат, в том числе, периоды работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 95 8н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периодов работы, учитываемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Виды такой деятельности определяются в порядке, установленном законом.
В силу статей 21, 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
К числу федеральных законов, которыми установлен порядок обязательного социального страхования работников, относится Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь - юридическое лицо, осуществляющее прием на работу по трудовому договору, предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, за которых он уплачивает страховые взносы.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27 - ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дудко С.В. 14 ноября 2019 г. обратился в ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением заместителя начальника ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) N472296/19 от 27 ноября 2019 г. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Дудко С.В. отказано.
Указанное решение доведено до сведения истца письмом заместителя начальника управления N 11-09/12805 от 03 декабря 2019 г.
Согласно решению заместителя начальника ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) N472296/19 от 27 ноября 2019 г. у Дудко С.В. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
В специальный стаж Дудко СВ. для назначения пенсии было засчитано всего 11 лет 6 месяцев 22 дня.
Пенсионным органом не включены в специальный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закон от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", следующие периоды:
с 10 декабря 2003 г. по 28 февраля 2007 г. продолжительностью 2 года 8 месяцев 26 дней, за исключением 5 месяцев 25 дней подлежащих учету, в качестве машиниста автомотрисы в ЗАО "БСК-Энергомонтаж", поскольку код льготной профессии по сведениям персонифицированного учета указан частично. На запрос ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) об истребовании справки о подтверждении стажа в льготных условиях поступил ответ УПФР в Киришском районе Ленинградской области о невозможности предоставления льготной справки в связи с ликвидацией ЗАО "БСК-Энергомонтаж" 05 мая 2016 г, с указанием, что местонахождение документов указанной организации не известно. Также указано, что в материалах наблюдательного дела ЗАО "БСК- Энергомонтаж" имеются акты документальных проверок, проводимых УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, согласно которым профессия "машинист специальных автомотрис" (моторно-моторельсовый транспорт несъемного типа) с 01 апреля 2004 г. включена организацией в "Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" обоснованно. "Перечни рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" организацией ЗАО "БСК-Энергомонтаж" предоставлялись ежегодно по 2008 год. По данным наблюдательного дела Дудко С.В. указан в списках сотрудников ЗАО "БСК-Энергомонтаж", осуществляющих деятельность во вредных условиях труда за 2004, 2005 годы (дата принятия 10 декабря 2003 г.) с указанием кода особых условий труда 27 ? 5 с примечанием "в 2004 году в доп. сведениях указать 11 дней", "в 2005 году в доп. сведениях указать 5 м.14 дней". По наблюдательному делу за 2006-2007 годы данных, подтверждающих работу Дудко С.В. в качестве машиниста автомотрисы, не обнаружено, что дает основания полагать, что сведения персонифицированного учета достоверны, код льготы указан обоснованно;
с 01 марта 2007 г. по 31 октября 2009 г. продолжительностью 2 года 8 месяцев 1 день в качестве машиниста автомотрисы в ЗАО "Энергосвязьмонтаж", поскольку код льготной профессии по сведениям персонифицированного учета отсутствует. На запрос ГУ - УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) об истребовании справки о подтверждении стажа в льготных условиях поступил ответ УПФР во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, в котором указано, что согласно акту документальной проверки первичных документов по ЗАО "Энергосвязьмонтаж" N 152 от 11 января 2008 г. должность "машинист автомотрисы" не подлежит включению в "Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", так как непосредственное участие и занятость работников в организации перевозок в составе локомотивной бригады на железной дороге в течение полного рабочего дня документально не подтверждены. Сведения персонифицированного учета без кода особых условий труда внесены обоснованно;
- с 17 ноября 2014 г. по 29 мая 2015 г. продолжительностью 6 месяцев 13 дней в качестве электромонтера контактной сети в ООО "Евродорстрой", поскольку код льготной профессии по сведениям персонифицированного учета отсутствует. В соответствии с письмом ООО "Евродорстрой" N 224 от 17 марта 2017 г. со 2 квартала 2014 года в организации нет полной занятости работников, занятых на льготных профессиях.
Согласно записям трудовой книжки Дудко С.В. с 10 декабря 2003 г. по 28 февраля 2007 г. работал в ЗАО "БСК-Энергомонтаж" машинистом автомотрисы, с 01 марта 2007 г. по 31 октября 2009 г. работал в ЗАО "ЭнергоСвязьМонтаж" машинистом автомотрисы, с 17 ноября 2014 г. по 29 мая 2015 г. работал в ООО "Евродорстрой" электромонтером - линейщиком по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца Дудко С.В. 14 ноября 2019 г. и на дату достижения им 55-летнего возраста у него не имелось необходимого специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия указала на правильность выводов суд первой инстанции о том, что занятость истца на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня в спорные периоды в судебном заседании не подтверждена. Так же судебная коллегия указала, что суд первой инстанции верно применил к спорным правоотношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вследствие чего пришел к правильному выводу об отсутствии у истца специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Оценивая доводы истца о том, что на работника не могут быть возложены негативные последствия действий работодателя, не указавшего код льготы при подаче сведений в пенсионный орган, судебная коллегия суда апелляционной инстанции отклонила их, поскольку правовым основанием для отказа во включении в специальный стаж истца спорных периодов является недоказанность факта работы истца в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Также судебной коллегией указано на необоснованность доводов Дудко С.В. о том, что сведения о его специальном стаже подтверждены записями в его трудовой книжке, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости; доказательства, имеющиеся в материалах дела, лишь подтверждают факт работы истца в спорные периоды в должности машиниста автомотрисы и не содержат сведений относительно осуществления истцом работы в особых условиях, дающих право на установление досрочной страховой пенсии по старости в спорные периоды.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 29 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 30 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дудко Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.