Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Бибеева С.Е., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания, гражданское дело N 2-4227/2003 (М13-179/2021) по заявлению ФКУ "Военный комиссариат Тверской области" об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Твери от 6 июня 2003 г. по кассационной жалобе Волкова Анатолия Борисовича на определение Центрального районного суда г. Твери от 21 января 2021 г. и апелляционное определение Тверского областного суда от 8 апреля 2021 г.
установил:
решением Центрального районного суда г. Твери от 6 июня 2003 г. удовлетворены исковые требования Волкова А.Б. к Военному комиссариату Тверской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью.
С Военного комиссариата Тверской области в пользу Волкова А.Б. взыскана задолженность по выплате возмещения вреда здоровью единовременно в размере 34437 руб. 09 коп.; ежемесячно, начиная с 15 мая 2003 г, в возмещение вреда здоровью 5719 руб. 03 коп. с дальнейшим ежегодным повышением пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
ФКУ "Военный комиссариат Тверской области" обратилось в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда от 6 июня 2003 г, в котором просило применить новый механизм индексации, то есть не производить индексацию суммы возмещения вреда здоровью 19 641 руб. 38 руб. Волкову А.Б. пока в 2020 году и последующих годах установленная законом сумма (в настоящее время для данной категории инвалидов 10144 руб. 84 коп.) не достигнет (не превысит) сумму, выплачиваемую в настоящее время Волкову А.Б.
Требования мотивированы тем, что в настоящее время (после последней индексации с февраля 2020 года на основании указанного решения суда) указанная в нём выплата Волкову А.Б. (5719 руб. 03 коп.) выросла и составляет 19641 руб. 38 коп, тогда как такому же гражданину - инвалиду 2-й группы, но получающему указанную выплату не по решению суда, а по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 N 961 в размере 10144 руб. 84 коп.
Поскольку правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются длящимися и к ним подлежит применению механизм индексации, предусмотренный Законом РФ N1244-1 от 15.05.1991, Федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных?ла. возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, введено правовое регулирование этих отношений в названном Законе, положения которого действуют на будущее время, установление права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах.
В связи с изложенным, по мнению заявителя, отсутствуют основания для индексации ежемесячно получаемой Волковым А.Б. суммы (19641 руб. 38 коп.), превышающей предусмотренный постановлением Правительства РФ размер такой выплат для инвалида второй группы (10144 руб. 84 коп.), определенный в соответствии со статьей 5 Закона РФ N1244-1 от 15.05.1991.
По мнению заявителя, иное означает нарушение стабильности длящихся правовых отношений, приводит к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что не совместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (ч. 3 ст. 17, ст. 19 и ст. 55 Конституции РФ). Указанная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.09.2015 N41-КГ 15-17 и определении Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N53-0.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 21 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тверского областного суда от 8 апреля 2021 г, заявление федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Тверской области" удовлетворено, постановлено:
Изменить порядок исполнения решения суда от 6 июня 2003 г. по гражданскому делу N 2-4227/2003 в части взыскания с Военного комиссариата Тверской области в пользу Волкова А.Б. в счёт возмещения вреда здоровью ежемесячно по 5719 руб. 03 коп. начиная с 15 мая 2003 г. с дальнейшим перерасчётом названной суммы в установленном законом порядке.
Осуществлять индексацию выплачиваемой Волкову А.Б. на основании Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с даты, когда её размер будет равен сумме ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате данной категории лиц, определённой с учётом установленного Правительством Российской Федерации коэффициента индексации.
В кассационной жалобе Волковым А.Б. ставится вопрос об отмене определения Центрального районного суда г. Твери от 21 января 2021 г. и апелляционного определения Тверского областного суда от 8 апреля 2021 г.
В обоснование несогласия с судебными актами указывает, что суд при рассмотрении дела в соответствии со статьями 203, 203.1 ГПК РФ превысил свои полномочия, поскольку фактически отменил принятое судом первой инстанции решение суда об индексации сумм по возмещению вреда здоровью, вынеся решение не как суд первой инстанции, а как суд апелляционной инстанции, для которого также истек срок исковой давности по данному делу. Изменение исполнения решения суда по способу и порядку его исполнения заключается в изменении эквивалентной замены сумм натуральной величины на денежную сумму, или наоборот, то есть без изменения определенной решением суда суммы, с учетом ее последующей индексации. В данном случае суд лишил его увеличения сумм по возмещению вреда здоровью в соответствии с индексами инфляции, то есть применил решение, противоречащее Конституции РФ о недопустимости издания законов, умаляющих или ущемляющих права человека и гражданина (ст. 55, п. 2.).
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, оснований для их отмены не усматривается.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении заявления ФКУ "Военный комиссариат Тверской области" допущены не были.
Пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п.1 и 2 ч.1 ст. 13 данного Закона (в том числе - гражданам, получившим заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы), была гарантирована в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 названного Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, установлены выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб, инвалидам II группы - 2500 руб, инвалидам III группы - 1000 руб.
При этом ч.1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ гражданам, получавшим возмещение вреда, причиненного здоровью, до вступления в силу данного федерального закона, предоставлено право выбора: получения либо ежемесячной денежной компенсации в указанной выше твердой денежной сумме, либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Впоследствии Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие, катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ внесены изменения и введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ установлено, что суммы компенсаций, предусмотренных указанным Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство РФ, реализуя предоставленные ему полномочия, своими постановлениями ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Так, с учетом соответствующего коэффициента размеры компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) для инвалидов II группы устанавливались постановлениями Правительства Российской Федерации в определённой сумме, размер которой к февралю 2016 года составлял 8169, 13 руб. (постановление Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. N 1411).
В последующем, Правительством РФ устанавливались только коэффициенты: с 1 февраля 2016 г. - 1, 07 (постановление Правительства РФ от 28.01.2016 N42), с 1 февраля 2017 г. - 1, 054 (постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N88), с 1 февраля 2018 г. - 1, 025 (постановление Правительства РФ от 26.01.2018 N74), с 1 февраля 2019 г. - 1, 043 (постановление Правительства РФ от 24.01.2019 N32), с 1 февраля 2020 г. - 1, 030 (постановление Правительства РФ от 29.01.2020 N61).
Исходя из размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленного п. 15 ч.1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для лиц, являющихся инвалидами II группы (2500 руб.) с учетом последующей индексации в настоящее время размер данной компенсации составляет 10144 руб. 85 коп.
Вступившим в законную силу решением суда от 6 июня 2003 г. установлено, что Волков. А.Б, являясь инвалидом второй группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с утратой трудоспособности 90 процентов и в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за счет средств федерального бюджета с 15 февраля 2001 г. получал в счет возмещения вреда здоровью ежемесячно 2500 руб. При рассмотрении дела суд пришёл к выводу о том, что права истца были нарушены в связи с тем, что не производилась ежегодная индексация выплачиваемых сумм в счёт возмещения вреда здоровью в соответствии ч.3 ст.2 Федерального Закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11. Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу в счет возмещения вреда здоровью единовременно 34437 руб. 09 коп. и ежемесячно, начиная с 15 мая 2003 г. 5719 руб. 03 коп. При этом, как установлено решением суда, дальнейшему ежегодному повышению пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Судом установлено, что размер ежемесячной выплаты Волкову А.Б. в настоящее время составляет 19641 руб. 38 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ФКУ "Военный комиссариат Тверской области" об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Твери от 6 июня 2003 г, исходил из того, что все лица, здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, чем обусловлено определение критериев исчисления размера денежных компенсаций. Устанавливая такие критерии, федеральный законодатель исходит из конституционных принципов справедливости (статьи 1 и 7 Конституции РФ) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (статья 19 Конституции РФ).
В силу разъяснений, приведённых в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", если после вынесения решения суда механизм индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, определенный в решении, был изменен в законодательном порядке, то это обстоятельство не является основанием для отмены решения, поскольку не влияет на его существо (не изменяет размер возмещения вреда, определенного судом к взысканию, а лишь отражает номинальный рост взысканных сумм в связи с инфляционными процессами).
В указанном случае суд, рассмотревший дело, по заявлению участвующих в деле лиц вправе в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса РФ изменить порядок исполнения этого решения, применив новый механизм индексации.
Установление и пересмотр всех видов денежных компенсаций, включая ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации, представляющих собой по существу социальные выплаты.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 октября 2005 г. N364-0 разъяснил, что уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения порядка индексации компенсационных выплат как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым такие выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции РФ).
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действует на будущее время, установление лицам, признанным инвалидами вследствие вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, права на получение ежемесячной денежкой компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда, здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц. относящихся к одной и той же категории (инвалиды II группы), что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации).
Исходя из правовой природы указанной ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, являющейся гарантией социальной защиты, руководствуясь разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление размера этой компенсации для одной категории граждан должно быть единым, в связи с чем определил, что дальнейшую индексацию производимых Волкову А.Б. выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации, достигнет размера получаемых истцом выплат. При этом размер уже выплачиваемых истцу ежемесячно денежных сумм не уменьшается.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность вынесенного судом первой инстанции определения и оставляя его без изменения, указал на отсутствие оснований для отмены определения суда.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на материалах дела и соответствующими требованиям действующего гражданского процессуального законодательства.
С учётом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Центрального районного суда г. Твери от 21 января 2021 г. и апелляционное определение Тверского областного суда от 08 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Волкова Анатолия Борисовича - без удовлетворения.
Судья С.Е. Бибеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.