Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-236/2020 по иску Карташова Юрия Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 17 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карташов Ю.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) (далее - УПФР в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста.
Требования мотивированы тем, что он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) от 05.07.2019 в досрочном назначении страховой пенсии по старости ему было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Считая, что указанным решением нарушены его права, обратился в суд, просил признать незаконным решение УПФР в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) N 190000013366/169858/19 от 05.07.2019 об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ; обязать ответчика включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, следующие периоды: с 01.09.1989 по 30.09.1989 - временный перевод в цех N 2 в соответствии с приказом от 04.09.1989 N 1226-к завода синтетических волокон "Эластик" (00 лет 01 месяц); с 04.11.1997 по 31.05.1998 в должности литейщика пластмасс в ТОО "ФРАМ" (00 лет 06 месяцев 28 дней); обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста с 23 апреля 2020 г.
Определением суда от 29.07.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "Завод синтетических волокон "Эластик".
Решением Шиловского районного суда Рязанской области от 21 октября 2020 г. отказано в удовлетворении исковых требований Карташова Ю.Н.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 17 марта 2021 г. решение Шиловского районного суда Рязанской области от 21 октября 2020 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Карташова Ю.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии по старости удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным решение УПФР по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) N 190000013366/169858/19 от 05.07.2019 об отказе Карташову Ю.Н. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) включить Карташову Ю.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следующие периоды: с 01.09.1989 по 30.09.1989 - временный перевод в цех N 2 в соответствии с приказом от 04.09.1989 N 1226-к завода синтетических волокон "Эластик" (00 лет 01 месяц); с 04.11.1997 по 31.05.1998 - в должности литейщика пластмасс в ТОО "ФРАМ" (00 лет 06 месяцев 28 дней), и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста с 23 апреля 2020 г.
В кассационной жалобе представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) Козлов Н.И. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 17 марта 2021 г, как незаконное и необоснованное, вынесенное с существенным нарушением норм материального права; производство по делу прекратить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу ч. 2 ст. 30 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подп. "б" п. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.;
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиям труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил, в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Другие отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия по старости, не включаются.
Абзацем четвертым п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 28.1 Закона РФ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 34 Закона РФ N 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу положений ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списком N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", право на досрочное назначение пенсии имеют рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в технологическом процессе и на ремонте при отработке новых взрывчатых веществ, а также в производстве всех видов взрывчатых веществ (раздел IX "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов", подраздел 2 "Отработка и изготовление взрывчатых веществ, включая промышленные взрывчатые вещества", код позиции 10902000-17546).
Списком N 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992, право на досрочное назначение пенсии имеют рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в указанных производствах (раздел IX "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов", подраздел 8 "Снаряжение и расснаряжение всех видов боеприпасов").
Согласно п. 7 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет" правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в списках эти производства и работы указаны без перечисления профессий и должностей работников.
Из анализа разъяснения от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 N 29, разъяснения Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 N 1, утвержденного приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 N 3/235, разъяснения от 25.02.1994 N 3 "О порядке применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 N 591", распространивших свое действие после 01.01.1992, следует, что в оспариваемый истцом период необходимости безусловного подтверждения занятости работника, в данном случае на работах с тяжелыми условиями труда, продолжительностью не менее 80% рабочего времени, не требовалось.
Возможность включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с условием о постоянной занятости работников на определенных видах работ, предусматривалась в случаях поименованных Списками N 1 и N 2, что напрямую следует из разъяснений Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173". Это обусловливалось тем, что до 01.01.1992 работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 25 8н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Карташов Ю.Н, 23 апреля 1966 года рождения, зарегистрирован и постоянно проживает в пос. Лесной Шиловского района Рязанской области, который с 26.04.1986 по 01.02.1998 был отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 3 года.
Полагая о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение, Карташов Ю.Н. 5 июня 2019 г. обратился в УПФР в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) с соответствующим заявлением.
Решением УПФР в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) N 190000013366/161858/19 от 05.07.2019 ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный орган не включил периоды осуществления Карташовым Ю.Н. трудовой деятельности с 04.11.1997 по 31.05.1998 в должности литейщика пластмасс в ТОО "ФРАМ"; с 01.09.1989 по 30.09.1989 - временный перевод в цех N 2 в соответствии с приказом от 04.09.1989 N 1226-к завода синтетических волокон "Эластик" по мотиву документального неподтверждения льготного характера работы.
По представленным документам пенсионным органом зачтены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 01.10.1989 по 01.03.1994 в должности наладчика автоматов элементного производства в ФГУП "Завод синтетических волокон "Эластик" (04 г. 05 м. 01 дн.) и со 02.03.1994 по 02.08.1996 в должности наладчика автоматов элементного производства в ТОО "Хит" (02 г. 05 м. 01 дн.). Всего включено 06 лет 10 месяцев 02 дня.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска в части включения Карташову Ю.Н. в специальный стаж периодов работы: с 04.11.1997 по 31.05.1998 в должности литейщика пластмасс в ТОО "ФРАМ"; с 01.09.1989 по 30.09.1989 - временный перевод в цех N 2 в соответствии с приказом от 04.09.1989 N 1226-к завода синтетических волокон "Эластик", суд первой инстанции исходил из того, что выданная ООО "ФРАМ" справка N 3 от 13.07.2004 не подтверждает льготный характер работы истца в спорный период, поскольку согласно сведениям ответчика наблюдательного дела по ТОО "ФРАМ" (ООО "ФРАМ") как организации, имеющей льготные профессии, не велось, перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей работников, которым в соответствии со Списками N 1 и N 2 установлено досрочное пенсионное обеспечение, в Пенсионный фонд не предоставлялись, не представлены первичные документы, подтверждающие характер работы истца; приказ N 1226-к от 04.09.1989 г. о переводе рабочего цеха N 10 Карташова Ю.Н. в цех N 2 на квалифицированные работы с 01.09.1989 г. сроком на 1 месяц не подтверждает льготный характер его работы, поскольку не содержит сведений о том, на какую должность он переведен, имел ли занятость в объеме не менее 80% рабочего времени во вредных условиях труда, иные документы не представлены.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия обоснованно не согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что представленные в материалы дела документы бесспорно не подтверждают работу истца в цехе N 2 в сентябре 1989 г. транспортировщиком специзделий и занятость во вредных условиях не менее 80% рабочего времени ежедневно, а, следовательно, его занятость в указанный период на работах, поименованных Списками N 1 от 1956 г. либо от 1991 г, указав, что данные выводы основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.
Судом апелляционной инстанции указано, что правом на досрочное назначение пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", то есть в оспариваемый период осуществления истцом трудовой деятельности в качестве литейщика пластмасс в ТОО "ФРАМ" с 04.11.1997 по 31.05.1998, пользовались литейщики пластмасс (раздел XXXI11. Общие профессии, код позиции 23200000- 13399).
Как следует из трудовой книжки истца, с 04.11.1997 по 31.05.1998 он работал в ТОО "ФРАМ" литейщиком пластмасс.
Льготный характер его работы подтверждается также справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, N 3 от 13.07.2004, выданной ООО "ФРАМ". Согласно данной справке, подписанной директором ФИО16 главным бухгалтером ФИО18 и начальником отдела кадров ФИО19, истец работал полный рабочий день в ООО "ФРАМ" в качестве литейщика пластмасс с 04.11.1997 по 31.05.1998.
Судебная коллегия указала, что при разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В рассматриваемом случае условиями, при которых Карташову Ю.Н. могли быть включены в специальный стаж спорные периоды работы: с 04.11.1997 по 31.05.1998 в должности литейщика пластмасс в ТОО "ФРАМ"; с 01.09.1989 по 30.09.1989 - временный перевод в цех N 2 завода синтетических волокон "Эластик", имевшие место до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются фактическое осуществление им функциональных обязанностей в производствах, перечисленных в Списке N 1, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 и Списке N 2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, подтвержденные документами, выданными работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что факт занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда и характер выполняемой работы подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе записями в трудовой книжке, уточняющей справкой N 3 от 13.07.2004, выданной работодателем, содержащей сведения о функциональных обязанностях Карташова Ю.Н. в должности литейщика пластмасс, выполняемых на условиях полного рабочего дня при полной рабочей неделе, без каких-либо отвлечений. При этом, в установленном порядке содержание уточняющей справки работодателем, несущим ответственность за достоверность предоставляемых в пенсионный орган сведений, не признано не соответствующим действительности.
Иных доказательств, опровергающих обстоятельства правомерности выдачи уточняющей справки, в том числе на основании приказов по предприятию, лицевых счетов по зарплате, технологии производства, штатного расписания, личных карточек по форме Т-2, материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции, вопреки суждениям суда первой инстанции, пришёл к выводу о том, что факт подписания уточняющей справки Шавкиевой Н.В, работавшей по совместительству в ООО "ФРАМ", без внесения записи об этом в трудовую книжку, не свидетельствует о недостоверности справки, поскольку в ней также имеются подписи директора и главного бухгалтера ООО "ФРАМ"; то обстоятельство, что наблюдательное дело ТОО "ФРАМ" за период с 01.01.1995 по 2011 г. не содержит сведений о конкретных работниках предприятия и характере их работы, не может повлечь нарушение пенсионных прав истца, поскольку он не должен нести ответственность за действия работодателя, не обеспечившего сохранность документов, необходимых для представления в пенсионный орган, не ведущего должным образом учет работы застрахованного лица, не предоставлявшего индивидуальных сведений о льготном характере работы своих работников. ООО "ФРАМ" в настоящее время ликвидировано, получить иные документы, кроме представленных суду, не представляется возможным.
Судебной коллегией принято во внимание, что Карташов Ю.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 20.12.1998 г, т.е. оспариваемый период его работы имел место до регистрации в качестве застрахованного, перечень документов, подтверждающих период работы, включаемый в страховой стаж, установлен в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Такие документы истцом представлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов трудовой деятельности Карташова Ю.Н. с 04.11.1997 по 31.05.1998 в должности литейщика пластмасс в ТОО "ФРАМ"; с 01.09.1989 по 30.09.1989 - временный перевод в цех N 2 в соответствии с приказом от 04.09.1989 N 1226-к завода синтетических волокон "Эластик".
Так же суд апелляционной инстанции указал на незаконность решения пенсионного органа в части отказа в назначении Карташову Ю.Н. страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, в связи с невключением в специальный стаж спорных периодов его работы, поскольку при включении в подсчет специального стажа спорных периодов у истца, с учетом периодов, включенных в специальный стаж пенсионным органом, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составит 7 лет 6 месяцев, что дает ему право на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев, то есть на 3 года.
С учетом права на уменьшение возраста выхода на пенсию на 3 года в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло с 23 апреля 2020 г, по достижении им возраста 54 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, находит, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводами суда об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебного постановления, принятого по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 17 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шиловском районе Рязанской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.