Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2550/2020 по иску Шумакова Игоря Александровича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области о восстановлении на учёте нуждающихся в получении единовременной выплаты
по кассационной жалобе Шумакова Игоря Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 10 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шумаков И.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Тамбовской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии (далее - ЖБК) от 29 ноября 2019 г. о снятии его с учета очередников в связи с утратой оснований состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения неправомерным и восстановлении его на учете для получения единовременной выплаты.
Требования мотивированы тем, что решением ЖБК УМВД России по Тамбовской области от 22 октября 2013 г. он принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи четыре человека (он, супруга, двое сыновей), в этот момент они проживали и были зарегистрированы в однокомнатной квартире N 50 в доме N 1Г по бульвару Энтузиастов г. Тамбова, общей площадью 32, 9 кв.м, принадлежавшей его отцу.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 марта 2019 г. установлен факт постановки его с семьей в составе четырех человек на соответствующий учет с 29 июня 2012 г, а не с 22 октября 2013 г.
Решением ЖБК УМВД России по Тамбовской области N 48 от 29 ноября 2019 г, утвержденным распоряжением начальника УМВД России по Тамбовской области N 4/1388 от 3 декабря 2019 г, он снят с учета на получение единовременной выплаты в связи с утратой оснований состоять на учете. Полагал решение незаконным, так как он с семьей обоснованно принят на жилищный учет, жилыми помещениями по линии МВД он и члены семьи не обеспечивались, социальную выплату не получали, жилищные условия не улучшали, поэтому оснований для снятия с учета очередников в связи с утратой оснований состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имелось.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 ноября 2020 г. исковые требования Шумакова И.А. удовлетворены: на УМВД России по Тамбовской области возложена обязанность восстановить Шумакова И.А. на учете очередников УМВД России по Тамбовской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; с УМВД России по Тамбовской области в пользу Шумакова И.А. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 10 марта 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 ноября 2020 г. отменено, по делу принято новое решением, которым в удовлетворении исковых требований Шумакова И.А. отказано.
В кассационной жалобе истец Шумаков И.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 10 марта 2021 г, как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент подачи 29 июня 2012 г. Шумаковым И.А. заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата, выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 4 этого же федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (часть 7 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее - Правила), установлен перечень документов, которые сотрудник должен представить в комиссию для разрешения вопроса о принятии его на учет для получения единовременной выплаты, то есть для определения уровня обеспеченности сотрудника, к числу которых помимо прочего отнесены копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи, копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака), копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В соответствии с пунктом 23 Правил, в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.
В пункте 19 Правил перечислены основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты, подпунктом "б" которого в редакции, действующей до 23 июня 2015 г, было предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.
Согласно подпункту "б" пункта 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (пункт 24 Порядка).
По смыслу приведённых нормативных положений, при изменении жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, последний обязан представить в комиссию документы, подтверждающие такие изменения, тогда как комиссия оценивает названные изменения с точки зрения наличия либо отсутствия у сотрудника оснований состоять на учете для получения единовременной выплаты и в случае утраты сотрудником оснований для получения единовременной выплаты принимает решение о снятии сотрудника с учета.
Действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для разрешения вопроса об уровне обеспеченности сотрудника, соответственно наличия или отсутствия оснований для получения единовременной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам внутренних дел не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для определения права на выплату по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при изменении жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт право комиссии принять решение о снятии сотрудника с учета при установлении обстоятельств утраты оснований для получения сотрудником единовременной выплаты.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 4 сентября 1999 г. между Шумаковым И.А. и ФИО18 зарегистрирован брак, в котором у супругов родились двое детей: ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Шумаков И.А. проходил службу в органах внутренних дел с 15 мая 2000 г. по 22 апреля 2015 г.
29 июня 2012 г. Шумаков И.А. обратился в УМВД России по Тамбовской области с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив необходимый пакет документов.
Решением ЖБК УМВД России по Тамбовской области от 22 октября 2013 г. Шумаков И.А. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 марта 2019 г. дата постановки на учет определена 29 июня 2012 г.
Согласно выписке из домовой книги, копии лицевого счета от 2 марта 2012 г. Шумаков И.А, его супруга и дети на момент обращения с заявлением в УМВД России по Тамбовской области проживали и были зарегистрированы по месту жительства в однокомнатной квартире N "адрес" площадью 32, 9 кв.м, собственником которой являлся его отец ФИО32 с которым они проживали вместе. Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, Шумаков И.А, его супруга и дети не имели.
6 октября 2013 г. отец Шумакова И.А. - ФИО19. умер, истец является наследником ФИО20, принявшим наследство.
17 апреля 2014 г. Шумакову И.А. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на однокомнатную квартиру "адрес" площадью 32, 9 кв.м и на долю в праве собственности на квартиру "адрес" площадью 38, 3 кв.м.
На основании договора купли-продажи от 15 мая 2014 г. и договора купли-продажи от 29 июля 2014 г. соответственно квартира "адрес" площадью 32, 9 кв.м и доля в праве собственности на квартиру "адрес" площадью 38, 3 кв.м Шумаковым И.А. проданы.
Супруга истца ФИО21 и дети жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, не имели.
Шумаков И.А, его супруга и двое детей снялись с регистрационного учета в квартире "адрес" и 27 мая 2014 г. зарегистрировались по месту жительства в квартире "адрес" площадью 62, 5 кв.м, где стали проживать. Иных лиц на регистрационном учете в квартире не числится и не проживает.
Названная квартира приобретена в собственность ФИО22, за которую по доверенности действовала ФИО23 - супруга истца, на основании договора купли-продажи от 27 марта 2014 г. и предоставлена семье ФИО24 для проживания.
Сама ФИО25 проживает в п. Ванино Хабаровского края в принадлежащей ей на праве собственности квартире и является родственницей ФИО26, о чем заявил представитель Шумакова И.А.?
Основанием для снятия 29 ноября 2019 г. жилищно-бытовой комиссией Шумакова И.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 3 человека (он и двое сыновей, брак с супругой расторгнут) послужило то обстоятельство, что после 8 сентября 2015 г. обеспеченность Шумакова И.А. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составила более 15 кв.м, то есть 42, 48 кв.м на него одного: в мае и августе 2014 года Шумаков И.А. произвел отчуждение принадлежащих ему жилых помещений (общей площадью 42, 48кв.м) и в период с 8 сентября 2015 г. по 4 апреля 2017 г. (до этого с супругой и двумя сыновьями, после этого с бывшей супругой и двумя сыновьями) был зарегистрирован по месту жительства и проживал один отдельно от детей в трехкомнатной квартире "адрес" общей площадью 62, 5 кв.м, принадлежащей сестре бывшей супруги. Сыновья вместе с матерью ФИО27. с 8 сентября 2015 г. по 4 апреля 2017 г. были зарегистрированы по месту пребывания в квартире "адрес", принадлежащей на праве собственности лицу, не состоящему в родстве с Шумаковым И.А.
Шумаков И.А, не отрицая обстоятельств отчуждения наследственного имущества общей площадью 42, 48 кв.м в 2014 году; вселения и проживания в квартире, принадлежащей родственнице на тот момент супруги ФИО28, вместе с супругой и сыновьями; расторжения брака с супругой в 2015 году; снятия в 2015 году бывшей супруги и сыновей с регистрационного учета из квартиры родственницы; регистрации бывшей супруги и сыновей в квартире лица, не состоящего в родстве с Шумаковым И.А.; регистрации бывшей супруги и детей в квартире родственницы вновь в 2017 году и не представление сведений об изменении жилищных условий в ЖБК, настаивал на том, что вселился в занимаемую квартиру родственницы жены и проживает в ней на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 21 апреля 2014 г, заключенного между ФИО29 и Шумаковой Н.В, сыновья из этой квартиры, то есть от него, никогда никуда не выезжали, проживали вместе с ним, снятие с регистрационного учета бывшей жены и сыновей в данной квартире и их регистрация в квартире постороннего лица носила формальный характер в связи с необходимостью устройства детей в конкретную школу.
Таким образом, жилищные условия Шумакова И.А. в период 2014 - 2015 г.г. существенно изменились, что обязывало его представить в комиссию соответствующие документы, в частности, помимо документов об отчуждении наследственного имущества общей площадью 42, 48 кв.м (что само по себе в силу действующего в 2014 году правового регулирования не свидетельствовало об утрате Шумаковым И.А. права на получение выплаты), документы, перечисленные в пункте 5 Порядка - с места жительства, в числе которых основания вселения в квартиру N 96 в доме N 96 по ул. Рылеева г. Тамбова, с целью определения наличия или отсутствия у Шумакова И.А. права на получение единовременной социальной выплаты после изменения жилищных условий (пункты 1, 2 части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Разрешая спор и признавая незаконным решение ЖБК о снятии Шумакова И.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что отсутствие регистрации детей Шумакова И.А. в жилом помещении не может являться основанием для исключения их из расчёта при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и снятия истца с учета для получения спорной выплаты, поскольку в силу статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства "данные изъяты" признаётся место жительства их родителей.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они противоречат нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела. Судебная коллегия указала, что в силу приведённого выше правового регулирования комиссия УМВД России по Тамбовской области принимает решения на основании представленных сотрудником документов об изменении жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Поскольку Шумаков И.А, претендующий на получение спорной выплаты, после изменения жилищных условий в ЖБК не представил документы, содержащие необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (детей), в том числе, если Шумаков И.А. утверждает, что дети жили с ним, но были зарегистрированы в другом жилом помещении, с целью оценки возникновения у сыновей права пользования иными жилыми помещениями по договору социального найма и/или в качестве члена семьи собственника (пункт 8 Правил), то является неправомерным вывод суда о достаточности факта совместного проживания детей Шумакова И.А. с ним для решения вопроса о включении их в расчёт при определении обеспеченности членов семьи истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи при принятии комиссией решения о снятии Шумакова И.А. с учета для получения спорной выплаты.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что у ЖБК УМВД России по Тамбовской области не имелось правовых оснований для снятия Шумакова И.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции признал неправомерным.
Судебная коллегия указала на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, поскольку с момента отчуждения наследственного имущества (май, август 2014 года) и до дня принятия ЖБК оспариваемого решения прошло более пяти лет, то это дает Шумакову И.А. право состоять на учете. При этом суд апелляционной инстанции указал, что утрата основания для получения единовременной социальной выплаты является основанием для принятия ЖБК решения о снятии сотрудника с учета (пункт 24 Порядка); в случае же если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 9 Порядка).
Кроме того, судебная коллегия признала заслуживающим внимания довод ответчика о том, что ФИО30. является родственницей Шумаковой Н.В, приобрела названную квартиру площадью 62, 5 кв.м, в которой не проживает, проживая в ином принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, предоставила квартиру для проживания семье ФИО31 членом семьи которой в 2014 году являлся Шумаков И.А. и дети, без заключения какого-либо соглашения, определяющего их права пользования иначе, чем это предусмотрено для собственника, что исходя из предписаний части 1 статьи 30, частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ также может свидетельствовать об утрате Шумаковым И.А. права на получение выплаты после изменения жилищных условий, на основании которых он принимался на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, находит, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводами суда об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебного постановления, принятого по этому делу.
Ссылка в жалобе на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 20 марта 2019 г. не может быть принята во внимание, поскольку указанное решение суда не имеет преюдициальное значение для разрешения данного спора.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 10 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шумакова Игоря Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.