Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Соловья А.А., судей Колесникова А.В. и Соломко И.И., при секретаре судебного заседания Бурилове А.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-23/2021 по апелляционной жалобе представителя истца Г ... на решение Челябинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2021 г. по иску Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования
"Военный учебно-научный центр Военно-Воздушных Сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВУНЦ ВВС "ВВА") к бывшему военнослужащему филиала указанного образовательного учреждения (г. Челябинск) рядовому запаса П. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку.
Заслушав доклад судьи Соломко И.И, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
ВУНЦ ВВС "ВВА" обратилось в Челябинский гарнизонный военный суд с иском к П. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку во время обучения в филиале этого учебного заведения в г. Челябинске в размере "данные изъяты"
Решением суда первой инстанции от 17 февраля 2021 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Гузев, считая обжалуемое решение незаконным ввиду нарушения судом норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование своей позиции представитель истца ссылается на п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", содержание которого, по мнению Г, не устанавливает зависимость возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, от наличия контракта военнослужащего с Министерством обороны Российской Федерации.
Анализируя положения указанной статьи Федерального закона, а также ст. 8 и 15 ГК РФ, в части возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей, автор жалобы делает вывод о том, что обязанностью граждан, отчисленных от обучения, в том числе по нежеланию учиться, является возмещение средств, израсходованных на их военную подготовку, до заключения с ними контракта. Она возникает у последних в силу закона, поэтому истец вправе требовать с Прибыша возмещение убытков.
Рассмотрев материалы дела, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны РФ от 31 июля 2018 г. N 536 П. с ДД.ММ.ГГГГ. зачислен на первый курс в филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске и назначен на воинскую должность курсанта с присвоением воинского звания "рядовой" "данные изъяты"
Согласно выписок из приказов начальника ВУНЦ ВВС "ВВА" от ДД.ММ.ГГГГ N и начальника филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" в
г. Челябинске от ДД.ММ.ГГГГ N курсант П, как проходящий военную службу по призыву, отчислен из указанного военно-учебного заведения по нежеланию учиться, исключен из списков личного состава и направлен на воинский учет в военный комиссариат по месту жительства.
Общая продолжительность его военной службы в Вооруженных Силах РФ составила "данные изъяты" "данные изъяты"
Как видно из вышепоименованных приказов и сообщения представителя истца от "данные изъяты" "данные изъяты" контракт о прохождении военной службы с Прибышем не заключался.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик контракт о прохождении военной службы не заключал, а поэтому оснований для взыскания с него средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку в период обучения, не имеется.
Такое решение гарнизонного военного суда окружной военный суд считает правильным.
Действительно, согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.
Согласно п. 7 этой же статьи, граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня
2007 г. N 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Указанной Методикой установлен порядок исчисления размера подлежащих к возмещению средств, который включается в контракт о прохождении военной службы (п. 6).
Указом Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 1172 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237" типовая форма контракта о прохождении военной службы была изложена в новой редакции, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, и в подпункте "в" п. 2 типовой формы контракта о прохождении военной службы указывается размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку.
Согласно п. 2 ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября
1999 г. N 1237, граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Из п. 7.1 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы усматривается, что при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
Системное толкование приведенных правовых норм, регулирующих спорное правоотношение в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что обязанность по возмещению затрат федерального бюджета на военную или специальную подготовку может быть возложена только на граждан, с которыми заключен контракт о прохождении военной службы и при наличии в контракте о прохождении военной службы условия и размера возмещения таких средств.
Иное толкование и доводы жалобы об обратном противоречат приведенным нормативным актам и являются несостоятельными.
Согласно исследованным судом первой инстанции доказательствам, П. контракт о прохождении военной службы не заключал, на момент поступления на военную службу фиксированная сумма размера материальных средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку, до него не доводилась, в связи с чем оснований для взыскания с него требуемых денежных средств, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену либо изменение обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Челябинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2021 г. по иску Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Воздушных Сил "Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации (г. Воронеж) к П. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Г... - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Челябинский гарнизонный военный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.