Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Абасова К.А., судей Ирзуна С.В. и Рассохи С.Б., при секретаре судебного заседания Федоровой А.С., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа капитана юстиции Фахрутдинова Т.Р., представителя административного истца Азмуханова А.А., представителя заинтересованного лица Калинина А.А. рассмотрел в отрытом судебном заседании административное дело N 2а-312/2020 по апелляционной жалобе административного истца Алкина П.Б. на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2020 г. об отказе в удовлетворении административного иска "данные изъяты" запаса Алкина Павла Булатовича об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности и утверждением заключения аттестационной комиссии, а также об оспаривании приказа командующего войсками Центрального военного округа об увольнении с военной службы.
Заслушав доклад судьи Рассохи С.Б, окружной военный суд
установил:
в административном иске Алкин оспорил законность действий командира войсковой части N, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, утверждением заключения аттестационной комиссии воинской части N о несоответствии занимаемой должности и целесообразности досрочного увольнения с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы. Кроме того, в иске Алкин оспорил приказ командующего войсками Центрального военного округа от 24 августа 2020 г. N 209 об увольнении с военной службы по названному основанию.
Решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2020 г. в удовлетворении данного административного иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит судебное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование своих требований он указывает на необоснованность отказа в иске, поскольку его незаконно неоднократно наказали за один и тот же проступок: ему был прекращен допуск к государственной тайне, он был привлечен к дисциплинарной ответственности с объявлением ему дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, и он досрочно уволен с военной службы, что действующим законодательством не допускается.
В возражениях на апелляционную жалобу представители административного ответчика и заинтересованного лица командиров войсковых частей N и N Калинин и Маклакова просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения ввиду отсутствия нарушений.
Заслушав объяснения представителя административного истца Азмуханова в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения против ее удовлетворения представителя заинтересованного лица Калинина и прокурора Фахрутдинова, проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из дела, Алкин проходил военную службу по контракту в войсковой части N с 2019 г.
26 июля 2020 г. офицер службы защиты государственной тайны выявил факт размещения в сети "Интернет" видеозаписи, на которой Алкин публично высказался в поддержку обращения руководителя религиозного объединения схиигумена Сергия, содержащего крайне резкие негативные публичные высказывания, суждения и оценку в отношении деятельности Президента Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации по поводу руководства Вооруженными Силами РФ, а также офицеров Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими обязанностей военной службы. Кроме того, Алкин в присутствии указанного священника разгласил информацию, позволяющую определить его, Алкина, принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации и сам допустил негативные публичные высказывания в отношении солдат, высших офицеров и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
В данной связи 27 июля 2020 г. в отношении Алкина составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке, предусмотренном п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и приложением N 7 к Дисциплинарному Уставу ВС РФ, выразившемся в нарушении запрета с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространять или предоставлять информацию, позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих к Вооруженным Силам Российской Федерации.
За данный проступок приказом командира войсковой части N от 27 июля 2020 г. N N на Алкина наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Кроме того, ввиду однократного нарушения Алкиным обязательств, связанных с защитой государственной тайны, приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N допуск Алкина к государственной тайне был прекращен.
Сочтя истца ввиду отношения к военной службе и совершения данных нарушений не соответствующим занимаемой должности, названный командир 29 июля 2020 г. во внеочередном порядке представил Алкина на аттестационную комиссию части для решения вопроса о возможности дальнейшего прохождения военной службы.
15 августа 2020 г. эта аттестационная комиссия пришла к выводу, что Алкин не соответствует занимаемой должности и о целесообразности его досрочного увольнения с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, за что единогласно проголосовали все члены аттестационной комиссии.
С такой рекомендацией согласился и командир войсковой части N, который представил Алкина к увольнению с военной службы, а командующий войсками ЦВО приказом от 24 августа 2020 г. N N досрочно уволил истца с военной службы по указанному основанию.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами, а именно: копиями нотариально заверенного протокола осмотра доказательств - видеозаписи размещенной в сети "Интернет" с текстом речи Схиигумена Сергия (гражданина Романова Н.В) и Алкина (т. 2 л.д. 24-29); протокола о грубом дисциплинарном проступке от 27 июля 2020 г. (т. 1 л.д. 94-95); заключения по результатам служебного разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка (т. 1 л.д. 90-92); приказов командира войсковой части N от 27 июля 2020 г. N N и N (т. 1 л.д. 96, 97); от 29 июля 2020 г. N N (т. 1 л.д. 74-78); аттестационного листа (т. 2 л.д. 61-64); протокола N N заседания аттестационной комиссии войсковой части N от 15 августа 2020 г. (т. 1 л.д. 48-53); представления к увольнению с военной службы (т. 2 л.д. 56-60), листа беседы (т. 2 л.д. 76); приказа командующего войсками ЦВО от 24 августа 2020 г. N N (т. 1 л.д. 56), а также пояснениями административных ответчиков и их представителей.
Отказывая в иске, гарнизонный военный суд исходил из того, что привлечение к дисциплинарной ответственности, утверждение заключения аттестационной комиссии, досрочное увольнение Алкина с военной службы по данному основанию произведено законно и обоснованно с соблюдением установленного порядка.
Такое решение суд апелляционной инстанции находит правильным.
Так, как следует из видеоролика в сети "Интернет", Алкин 25 июля 2020 г. демонстративно на видеозапись после выступления священника, содержащего крайне резкую негативную оценку деятельности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Министра Обороны Российской Федерации по поводу руководства Вооруженными Силами РФ, а также офицеров Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, обратился к неопределенному кругу лиц с заявлением, в котором представился, назвав свои имя, фамилию и отчество, сообщил свое воинское звание офицера и указал о полной буквальной поддержке выступления священнослужителя. Кроме того, Алкин в связи с выступлением священника обратился к военнослужащим Российской Федерации, в том числе высшим офицерам, с упреком об исполнении обязанностей военной службы по защите государства.
С учетом изложенного утверждения истца, что он не знал, что обращения священника и его, Алкина, фиксируются на видеозапись с целью распространения в сети "Интернет" являются несостоятельными, так как противоречат содержанию видеоролика.
Согласно п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространять или предоставлять информацию, позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и абз. 27 перечня грубых дисциплинарных проступков, установленных приложением N 7 к Дисциплинарному уставу ВС РФ, нарушение запретов, установленных в п. 1.1 ст. 7 приведенного Федерального закона является грубым дисциплинарным проступком.
Исходя из указанных обстоятельств, факт совершения истцом указанного проступка и виновность в нем Алкина полностью подтверждены исследованными по делу доказательствами. Соответственно, наложение дисциплинарного взыскания за данный проступок является правомерным.
Кроме того, как следует п. 7 ст. 10 приведенного закона военнослужащий не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним. В силу ст. 27.1 названного закона на военнослужащего распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные, в том числе, ст. 17 и 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с которыми запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности, а также налагается обязанность соблюдать ограничения, установленные названным законом, соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений религиозных объединений.
Как указано выше, Алкин, помимо распространения сведений о своей принадлежности к ВС РФ, также публично выразил свое согласие с религиозными воззрениями священнослужителя, содержащими крайне резкую негативную оценку деятельности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - Президента Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации по руководству армией, а также высших офицеров и военнослужащих Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, Этим Алкин также нарушил установленные указанными нормативными правовыми актами запреты, т.е. совершил другой дисциплинарный проступок, не совпадающий по объективной стороне с проступком, выразившемся в распространении информации о принадлежности к Вооруженным Силам Российской Федерации.
При этом лишение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, дисциплинарным наказанием, в силу ст. 67 Дисциплинарного устава ВС РФ, не является и производится в соответствии со ст. 23 Закона РФ "О государственной тайне" вследствие нарушение взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны.
Согласно подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В силу п. "е" п. 2 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы и Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, утвержденного приказом МО РФ от 29 февраля 2012 г. N 444, оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы, должна производиться аттестационной комиссией части.
В этой связи проведение аттестации Алкина в целях выявления оснований для его досрочного увольнения с военной службы осуществлено установленным порядком и в соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21 марта 2013 г. N 6-П.
При этом истец Алкин о проведении заседания аттестационной комиссии воинской части был уведомлен заблаговременно, когда 31 июля 2020 г. он был ознакомлен с текстом аттестационного листа (т. 1 л.д. 47). Он лично участвовал в заседании аттестационной комиссии, где ему была предоставлена возможность довести до ее членов свою позицию и возражения по поводу сведений, изложенных в аттестационном листе и предоставить соответствующие доказательства. Вывод аттестационной комиссии был до него доведен в день заседания, то есть 15 августа 2020 г, с текстом протокола он был ознакомлен под роспись 17 августа 2020 г. (т. 1 л.д. 53 оборот).
Окружной военный суд в этой связи констатирует, что каких-либо нарушений процедуры увольнения Алкина с военной службы не допущено.
Как следует из аттестационного листа, заключение аттестационной комиссией дано не только по причине допущенных нарушений, а на основании полного и объективного изучения совокупности данных о личности Алкина и результатов его служебной деятельности, а именно с учетом отказа Алкина от постановки на электронный учет системы контроля, управления, доступом и заказа питания (СКУД- ЗП), отказа от изготовления электронного паспорта военнослужащего и электронной карты вакцинации, мотивированным религиозными убеждениями; заявленного им на офицерском собрании отказа от выполнения боевых задач за пределами Российской Федерации; отказа летного состава от выполнения полетов в составе экипажа с Алкиным; нарушения запрета на использование служебного положения в интересах религиозных объединений, а также для пропаганды отношения к ним; нарушения запрета на публичные высказывания, суждения и оценки в том числе, в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей.
Оценивая выводы комиссии о необходимости увольнения Алкина с военной службы, суд апелляционной инстанции соглашается с оценкой совершения им значительных и существенных отступлений от требований военного законодательства, свидетельствующих об утрате им необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы. Соответственно, доводы истца о незаконности действий командира воинской части, связанных с утверждением заключения аттестационной комиссии, как и незаконности приказа об увольнении с военной службы являются несостоятельными и приняты быть не могут.
С учетом изложенных обстоятельств утверждения жалобы о неоднократном наказании истца за один и тот же проступок противоречат фактическим обстоятельствам дела и обоснованными не являются.
Таким образом, обжалованное решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2020 г, принятое по административному иску Алкина Павла Булатовича к командующему войсками ЦВО и командиру войсковой части N, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий: К.А. Абасов
Судьи: С.В. Ирзун
С.Б. Рассоха
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.