Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего Клубкова Ю.В, судей: Вагапова Р.К, Сироты Д.А, при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А, с участием административного истца Бельтюкова В.В. и его представителя адвоката Швецовой А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-5/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Юсова В.В. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 22 марта 2021 г, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Бельтюкова Вадима Викторовича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Клубкова Ю.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения административного истца Бельтюкова В.В. и его представителя адвоката Швецовой А.А, возражавших против апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Бельтюкову и членам его семьи решением начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье") от ДД.ММ.ГГГГ N отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением документов, не подтверждающих право граждан состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая свои права нарушенными, Бельтюков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить названное решение и обязать указанное должностное лицо принять административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Самарский гарнизонный военный суд решением от 22 марта 2021 г. удовлетворил требований административного истца и обязал правопреемника административного ответчика - федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ и повторно рассмотреть вопрос о принятии Бельтюкова и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Выражая несогласие с решением суда, представитель административного ответчика Юсов в апелляционной жалобе в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильным применением норм материального права, просит его отметить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводятся обстоятельства дела и анализ норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения. При этом указывается на обеспечение в период прохождения военной службы Бельтюкова и членов его семьи служебным жилым помещением от МО РФ, которым административный истец распорядился, поскольку после расторжения брака снялся с регистрационного учета и убыл к новому месту службы, оставив квартиру бывшей супруге, не предпринимая мер к его сдаче. Впоследствии названное жилое помещение передано в собственность муниципального образования. В соответствии с решением суда за бывшей супругой Бельтюкова и его ребенком признано право собственности на данное жилье в равных долях, вследствие чего административный истец не может сдать указанное жилье и соответственно не подлежит повторному обеспечению жилым помещением от МО РФ.
В заключение жалобы отмечается, что повторное обеспечение Бельтюкова жилым помещением возможно на общих основаниях, то есть по решению органа местного самоуправления по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы.
В поданных возражениях Бельтюков просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поступивших относительно нее возражений, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что Бельтюков заключил первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера N Бельтюкову и членам его семьи: жене ФИО1 и сыну 2004 г. рождения предоставлено служебное жилое помещение (двухкомнатная квартира) общей площадью 57, 9 кв. м. по адресу: "адрес", о чем между ФГУ "Чайковская КЭЧ района" заключен договор найма служебного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ брак между Бельтюковым В.В. и ФИО1 расторгнут. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N квартира, расположенная по адресу: "адрес" передана в собственность муниципального образования "Марковское сельское поселение Пермского края". ДД.ММ.ГГГГ административный истец был снят с регистрационного учета по адресу указанной квартиры и зарегистрировался по месту жительства: "адрес" Чайковский городской суд Пермского края решением от 7 февраля 2013 г. признал за ФИО1 (бывшей супругой) и сыном административного истца, право собственности по 1/2 доли в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Бельтюков заключил брак с ФИО2 в котором у них ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ввиду чего ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о признании его с новым составом семьи из трех человек нуждающимися в получении жилых помещений. При этом административный истец представил справку о сдаче жилого помещения (с отметкой об оставлении жилого помещения родственникам) расположенного по адресу: "адрес".
Суд первой инстанции мотивируя принятое решения указал на положения абз. 17 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Такое право может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним члена семьи станет меньше учетной нормы.
При этом пришел к ошибочному выводу о применении названной выше нормы суда к настоящему административному делу ввиду чего допустил неправильное применением норм материального права.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона категория военнослужащих, к которой относится административный истец, обеспечивается жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Убытие к новому месту военной службы и снятие с регистрационного учета не может быть расценено в качестве надлежащей сдачи служебного жилого помещения. Фактически административный истец выехал из квартиры, оставив ее бывшей супруге и ребенку, добровольно отказавшись от прав и обязанностей нанимателя служебного жилого помещения, что и привело к признанию за бывшей супругой и ребенком фактически права пользования квартирой на условиях договора социального найма, а также к дальнейшему получению ими права собственности на нее, сделав невозможным предоставление данного жилья, хотя и отнесенного к муниципальной собственности, другому военнослужащему.
Довод административного истца о том, что прошло более пяти лет с момента последствий утраты жилого помещения, следует считать несостоятельным, так как в то время как распоряжение военнослужащим, самостоятельно реализовавшим такое право, ранее предоставленным от военного ведомства жилым помещением и утрата возможности сдачи такого помещения, в силу положений п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", исключает право требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке названного Закона, в том числе по истечении пятилетнего срока, установленного ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
Поскольку судом первой инстанций допущено существенное нарушение норм материального права, которое повлияло на исход административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения и принятии по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 308, п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2 ст. 310, ст. 311 КАС РФ, Центральный окружной военный суд
определил:
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 22 марта 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению Бельтюкова Вадима Викторовича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с неправильным применением норм материального права отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Бельтюкова В.В. отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) Ю.В. Клубков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.