Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего Иванчикова Д.А, судей: Тимошечкина Д.А, Буданова К.М, при секретаре судебного заседания Борисове В.А, с участием путем использования систем видео-конференц-связи Карагодиной Ю.Е, являющейся представителем федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-52/2021 по апелляционной жалобе представителя территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации Митрофановой Ю.А. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2021 г, которым удовлетворен административный иск военнослужащего 694 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" Ахмедова Камиля Анваровича об оспаривании действий начальника 4 отдела (г. Оренбург) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в оформлении документов для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Буданова К.М, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения представителя административного ответчика Карагодиной Ю.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Ахмедов в 2004 г. заключил с Министерством обороны РФ первый контракт о прохождении военной службы. В 2008 г. он окончил высшее военно-учебное заведение с присвоением первого офицерского звания и до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в 15 военном представительстве Министерства обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ Ахмедов вновь заключил контракт о прохождении военной службы, которую в настоящее время проходит в 694 военном представительстве Министерства обороны РФ.
На основании представленных 694 военным представительством Министерства обороны РФ документов Ахмедов в 2013 г. включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
ДД.ММ.ГГГГ Ахмедов обратился в адрес начальника 4 отдела (г. Оренбург) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") с заявлением об исключении его из реестра участников НИС.
В соответствии с сообщением начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N Ахмедову отказано в исключении из реестра участников НИС ввиду отсутствия оснований.
Полагая свои права нарушенными, Ахмедов обратился в Казанский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье", связанные с отказом в исключении его из реестра участников НИС и обязать указанное должностное лицо оформить документы для исключения из соответствующего реестра.
Казанский гарнизонный военный суд 12 апреля 2021 г. принял решение об удовлетворении административного иска.
Не согласившись с таким решением, представитель административного ответчика Митрофанова Ю.А. подала апелляционную жалобу, в которой в связи с нарушением норм материального права просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Митрофанова указала, что Ахмедов, не воспользовавшись правом стать участником НИС, и поступив после этого на военную службу из запаса, подлежал включению в реестр участников НИС в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и не может быть исключен из реестра в связи с отсутствием предусмотренных п. 3 ст. 9 названного Федерального закона оснований для этого.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Ахмедов указывает на несостоятельность содержащихся в ней доводов и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поступивших относительно нее возражений, заслушав объяснения представителя административного ответчика Карагодиной Ю.Е, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 и п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
К участникам НИС в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Из изложенного следует, что включение в реестр участников НИС названной категории военнослужащих, к которой относится Ахмедов, возможно только на основании их заявления.
В силу общеправового принципа, изложенного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
Как названные выше законы, так и иные нормативные правовые акты не содержат положений, ограничивающих указанную категорию военнослужащих в возможности не осуществлять данное право.
Показателями исполнения государством своих обязательств в рамках НИС по жилищному обеспечению военнослужащих являются получение ими денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (ч. 3 ст. 11 указанного федерального закона).
Ахмедов, будучи участником НИС, не воспользовался деньгами, находящимися на его именном накопительном счете. Целевой жилищный заем ему также не предоставлялся.
Таким образом, в отношении Ахмедова условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, не наступили. Следовательно, действия должностных лиц, направленные на ограничение военнослужащего в реализации волеизъявления, совершенные до выполнения государственного обязательства по обеспечению его жильем, не основаны на законе.
Обратившись с заявлением об исключении из соответствующего реестра, административный истец тем самым очевидно заявил о нежелании реализовать свое право на жилище в порядке, установленном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
При таких условиях, начальником территориального отдела должно быть реализовано волеизъявление Ахмедова о закрытии именного накопительного счета участника НИС, поскольку это соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает чьи-либо права и законные интересы, включая публичные.
Что касается доводов жалобы на поступление Ахмедова на военную службу из запаса и неиспользование им ранее права стать участником НИС как на основание безусловного включения его в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в реестр участников, то они являются ошибочными, поскольку данная норма не устанавливает новые категории участников НИС, а лишь определяет основания для включения военнослужащих в соответствующий реестр.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела определены все юридически значимые обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение Казанского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2021 г. является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
Решение Казанского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2021 г, принятое по административному иску военнослужащего 694 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" Ахмедова Камиля Анваровича к начальнику 4 отдела (г. Оренбург) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) К.М. Буданов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.