Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В.
при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Белянкова Е.А. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2021 г, которым отказано в удовлетворении требований проходившего военную службу по контракту рядового запаса Алханова Аслана Нурдиновича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Владикавказ) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения) и начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии истца на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс") - Чудиновой М.А, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
после увольнения с военной службы Алханов А.Н. обратился в отделение управления жилищного обеспечения с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 3 декабря 2020 г. N 11/45 ему отказано в принятии на названный жилищный учет на том основании, что он утратил статус военнослужащего.
Полагая свои права нарушенными, Алханов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным принятое решение, обязать административного ответчика его отменить и повторно рассмотреть вопрос о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что в жилищный орган Алхановым А.Н. предоставлены все документы, перечисленные в Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция). Также он обращает внимание, что само по себе увольнение истца с военной службы не может служить основанием для лишения его права рассмотрения вопроса о принятии на жилищный учет, которым он обладал в период прохождения военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на день увольнения с военной службы истец состоял в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), поэтому после увольнения с военной службы он не подлежал принятию на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Однако данный вывод является ошибочным, поскольку сделан без учета всех имеющих значения для данного дела обстоятельств.
В соответствии с абзацем 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8, при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, военнослужащие указанной категории могут быть приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, при наличии оснований, перечисленных в ст. 51 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что Алханов А.Н. проходил военную службу по контракту с 2007 года и с августа 2013 года состоял в реестре участников НИС, включенных в него на основании заявления.
2 октября 2018 г..истец обратился в жилищный орган по вопросу исключения его реестра участников НИС, в чем ему 22 октября 2018 г..было отказано.В ходе проведенной 6 декабря 2018 г..беседы перед увольнением с военной службы Алханов А.Н. заявил о своем нежелании состоять в реестре участников НИС и сообщил о намерении быть обеспеченным жильем путем предоставления жилищной субсидии для строительства или приобретения жилого перемещения.Несмотря на это, приказом командира войсковой части N от 10 декабря 2018 г..N 192 Алханов А.Н, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, досрочно уволен по состоянию здоровья с военной службы, как состоящий в реестре участников НИС.На основании приказа командира войсковой части N от 15 февраля 2019 г..N 50, с учетом внесенных в него решением Грозненского гарнизонного военного суда от 3 июня 2019 г..изменений, истец исключен из списков личного состава воинской части с 27 марта 2019 г..Решением Грозненского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2019 г, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, суд обязал заместителя управления жилищного обеспечения повторно рассмотреть заявление Алханова А.Н. об исключении его из реестра участников НИС.Во исполнение данного судебного решения именной накопительный счет участника НИС Алханова А.Н. закрыт 28 ноября 2019 г..с датой возникновения основания для исключения - 22 февраля 2019 г..Таким образом, по делу установлено, что перед увольнением с военной службы Алханов А.Н. поставил вопрос об исключении из реестра участников НИС и был исключен из него до дня утраты статуса военнослужащего.
При таких обстоятельствах решение начальника отделения управления жилищного обеспечения от 3 декабря 2020 г..N 11/45 об отказе Алханову А.Н. в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что он утратил статус военнослужащего, является необоснованным.Оснований полагать, что истцом пропущен установленный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с административным исковым заявлением также не имеется. Согласно представленным суду апелляционной инстанции доказательствам, сведения об исключении Алханова А.Н. из реестра участников НИС 11 февраля 2020 г..направлены заместителем начальника управления жилищного обеспечения в отдел военного комиссариата Урус-Мартановского района Чеченской Республики. Из сообщения военного комиссара Урус-Мартановского района Чеченской Республики от 29 июня 2021 г..N 798 следует, что данных о доведении истцу указанных сведений не имеется. Согласно пояснениям в судебном заседании Алханова А.Н, об исключении его из реестра участников НИС ему устно сообщили из воинской части примерно в августе 2020 года. 29 сентября 2020 г..в адрес отделения управления жилищного обеспечения от него поступило заявление о принятии на жилищный учет, ответ на которое был дан 3 декабря 2020 г..Административное исковое заявление Алханов А.Н. направил в суд по почте 23 января 2021 г..Учитывая изложенное, решение гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.Частью 4 ст. 44 КАС РФ предусмотрено, что в случае реорганизации юридического лица, являвшегося субъектом спорного либо установленного судом административного или иного публичного правоотношения и стороной в административном деле, суд производит замену этой стороны ее правопреемником, если в данном административном или ином публичном правоотношении допускается правопреемство.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г..N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", вопрос о правопреемстве может быть разрешен судьей суда апелляционной инстанции при подготовке административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции или судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы, представления. Из представленных в суд апелляционной инстанции копий приказов начальника ФГАУ "Росжилкомплекс" от 3 февраля 2021 г..N 29 и от 15 марта 2021 г..N 59 следует, что процедура реорганизации данного учреждения путем присоединения к нему, в том числе управления жилищного обеспечения, завершена 15 марта 2021 г..Правопреемником управления жилищного обеспечения определен филиал "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс", а отделения управления жилищного обеспечения - территориальный отдел "Владикавказский" ФГАУ "Росжилкомплекс".При таких обстоятельствах имеются основания произвести замену в порядке процессуального правопреемства в данных правоотношениях управления жилищного обеспечения на филиал "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс", а отделения управления жилищного обеспечения - на территориальный отдел "Владикавказский" ФГАУ "Росжилкомплекс".Руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
произвести замену федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и его отделения (территориальное, г. Владикавказ), являющихся административными ответчиками по административному делу по административному исковому заявлению Алханова Аслана Нурдиновича, их правопреемниками - филиалом "Южный" и территориальным отделом "Владикавказский" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, соответственно.
Решение Грозненского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2021 г. по административному исковому заявлению Алханова Аслана Нурдиновича отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Владикавказ) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 11/45 об отказе Алханову А.Н. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать начальника территориального отдела "Владикавказский" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня получения для исполнения копии данного судебного постановления отменить решение начальника отделения (территориальное, г. Владикавказ) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 11/45 и повторно рассмотреть вопрос о принятии Алханова Аслана Нурдиновича и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.