Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Цыбульника В.Е, при помощнике судьи Азаряне Р.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца, а также Батеновой А.М. и Батенова И.Ф. (супруга и сын истца) на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2020 г, которым отказано в удовлетворении требований, заявленных в интересах проходящего военную службу по контракту старшего матроса Батенова Фархата Сарсенбаевича о признании незаконными действий начальника отделения (территориальное, г. Астрахань) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения), связанных с порядком принятия истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя истца, Батеновой А.М. и Батенова И.Ф. - Макашевой З.Н. в обоснование апелляционных жалоб, представителя начальика филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ранее - управление жилищного обеспечения) - Гусяковой Ю.Н, возражавшей против доводов жалоб, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 5 ноября 2020 г. N АО/14/29 истец и члены его семьи (супруга и трое сыновей) приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения в виде жилищной субсидии, с учетом общей площади занимаемого ими жилого помещения в размере 10, 95 кв. м на каждого члена семьи.
Батенов Ф.С. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным это решение в части учета доли общей площади занимаемого им и членами его семьи жилого помещения, обязать названное должностное лицо изменить это решение, указать норматив общей площади жилого помещения по 18 кв. м на каждого члена его семьи.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционных жалобах истец, его супруга и сын просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что исковое заявление, поданное в интересах истца, подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку предметом рассмотрения являлось требования истца о возложении на начальника отделения управления жилищного обеспечения обязанности установить наличие у Батенова Ф.С. и членов его семьи права на норматив обеспечения общей площадью жилого помещения в размере 18 кв.м на каждого члена семьи.
Податели жалоб утверждают, что суд первой инстанции при принятии решения не дал надлежащую оценку нарушению прав истца, а также членов его семьи, которые являются заинтересованными лицами по данному делу.
Также авторы жалоб обращают внимание на то, что Батенов Ф.С. с членами своей семьи проживает в доме отца, с которым заключил договор найма жилого помещения. При этом суд первой инстанции не принял во внимание, что отец и мать истца также являются членами его семьи и подлежат принятию на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии устанавливается Правительством Российской Федерации, о чем указано в пункте 16 ст. 15 этого закона.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
В пунктах 3 и 4 Правил установлено, что норматив общей площади жилого помещения (18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек) при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности или жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, а также жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений.
В силу частей 1 и 2 ст. 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из положений пункта 2 ст. 288 ГК Российской Федерации следует, что собственник вправе использовать принадлежащее ему жилое помещение как для собственного проживания, так и для проживания членов своей семьи. Регистрация собственника по другому адресу на права самого собственника никаким образом не влияет. При наличии у собственника нескольких жилых помещений он может проживать в любом из них, при этом лица, вселенные им в качестве членов своей семьи в одно из жилых помещений, сохраняют данный статус на протяжении всего периода проживания в этом жилом помещении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания детей собственника жилого помещения, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
Следовательно, установления фактов ведения общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи не требуется.
По делу установлено, что Батенов Ф.С. проходит военную службу по контракту с 2002 года, общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет более 20 лет.
Истец вместе с членами своей семьи (всего 5 человек) проживает совместно со своими родителями - С.К. и Б.Г. в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу, по адресу: "адрес" общая площадь которого составляет 76, 7 кв. м.
15 октября 2020 г. Батенов Ф.С. обратился в отделение управления жилищного обеспечения с заявлением о принятии его и членов его семьи (супруги и троих детей, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. р.) на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Из содержания данного заявления не усматривается, что истец просил обеспечить своих родителей в качестве членов своей семьи жилым помещением от военного ведомства. Поэтому утверждение о том, что родители истца подлежат принятию на жилищный учет в качестве членов его семьи, является беспредметным.
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 5 ноября 2020 г. N АО/14/29 истец и члены его семьи приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения в виде жилищной субсидии с учетом доли общей площади занимаемого ими жилого помещения в размере 10, 95 кв.м на каждого члена семьи.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с точки зрения жилищных правоотношений Батенов Ф.С. и члены его семьи являются членами семьи собственника вышеназванного жилого помещения, а потому имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением.
Следовательно, на каждого члена семьи истца приходится 10, 95 кв. м общей площади жилого помещения (76, 7 / 7 = 10, 95).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности решения начальника отделения управления жилищного обеспечения от 5 ноября 2020 г. N АО/14/29 в части учета доли занимаемой Батеновым Ф.С. и членами его семьи общей площади жилого помещения. При этом гарнизонный военный суд правильно исходил из того, что заключение договоров найма жилого помещения, на что делается ссылка в апелляционной жалобе, не влекло для истца и членов его семьи правовых последствий, исключающих их право пользования жилым помещением, в которое они были вселены в качестве членов семьи собственника.
Ошибочной следует признать ссылку авторов жалобы на то, что суд первой инстанции не дал надлежащую оценку нарушению прав истца и членов его семьи, поскольку такая оценка судом была дана, а члены семьи истца не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства и это право является производным от права на жилище самого Батенова Ф.С.
Вопреки доводам жалобы, рассмотрение дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов военного управления, в соответствии с часями 1 и 2 ст. 1 КАС Российской Федерации осуществляются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства. Вид судопроизводства определяется судом исходя из существа предъявленных требований.
Поэтому суд правильно определилвид судопроизводства исходя из характера спорных правоотношений, из которых вытекали требования истца, в связи с чем при разрешении вопроса о принятии заявления к производству обоснованно руководствовался положениями КАС Российской Федерации.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2020 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Батенова Фархата Сарсенбаевича, оставить без изменения, а апелляционные жалобы истца, Батеновой А.М. и Батенова И.Ф. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.