Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков - Гаджимагомедова Ш.Г. на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 12апреля 2021 г, которым частично удовлетворены заявленные требования проходившей военную службу по контракту ефрейтора запаса Лопухиной Елены Викторовны о признании незаконными действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в принятии административного истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее - жилищный учет).
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части N - капитана юстиции Тотиева М.Ю. в обоснование поданной жалобы, истца Лопухиной Е.В. и ее представителя Серегина А.Н, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии войсковой части N от 26 июня 2020 г. (протокол N 12-20) Лопухиной Е.В. отказано в принятии на жилищный учет, на том основании, что она распорядилась ранее полученным от военного ведомства жильем, в связи с чем утратила возможность его сдачи жилищным органам.
Лопухина Е.В. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным это решение, обязать жилищный орган повторно рассмотреть данный вопрос и принять ее на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанные с отказом в принятии истца на жилищный учет и обязал их повторно рассмотреть данный вопрос. В удовлетворении остальных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование автор жалобы указывает, что Лопухина Е.В. ранее была обеспечена жилым помещением от государства в составе семьи своего отца, будучи военнослужащей приватизировала его в равных долях со своим сыном, после чего продала. Данное обстоятельство, по мнению представителя ответчиков, свидетельствует о выполнении военным ведомством обязательства по обеспечению Лопухиной Е.В. жильем, что в силу положений пункта 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключает возможность ее повторного обеспечения жилым помещением.
Также представитель административного ответчика полагает, что истцом пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявлением, поскольку о предполагаемом нарушении своих прав ей стало известно 26 июня 2020г. при получении выписки из протокола заседания жилищной комиссии, а в суд она обратилась только в декабре 2020 года. При этом суд необоснованно восстановил пропущенный истцом срок подачи административного искового заявления, поскольку переписка Лопухиной Е.В. с секретарем жилищной комиссии по вопросу возможной отмены оспариваемого решения не могла быть расценена в качестве уважительной причины пропуска этого срока.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с абзацем 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В абзацах 13 и 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона, в редакции, действующей с 13декабря 2019 года, установлено, что военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с указанным Федеральным законом. При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 ст. 57 ЖК РФ.
Статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", исходя из специфики военной службы как особого вида государственной службы, призвана обеспечить дополнительные жилищные гарантии для военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и учитывает при определении объема этих гарантий членов их семьи. При этом права членов семьи являются производными от прав самого военнослужащего (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 2141-О, от 29 сентября 2016 г. N 1884-О, от 29 мая 2018 г. N 1232-О). Поэтому положения абзацев 13и 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона в действующей редакции, приведенные выше, распространяются на членов семьи военнослужащего.
Следовательно, с 13 декабря 2019 года законодателем введены дополнительные жилищные гарантии как для военнослужащих, так и членов их семей, связанные с возможностью повторного обеспечения жилым помещением, в случае если ранее данные лица обеспечивались жильем в качестве членов семьи иных граждан с соблюдением определенных условий, указанных в положениях статьи 53 и части 8 ст.57 ЖК РФ.
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из части 8 ст. 57 ЖК РФ, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из приведенных норм закона следует, что законодателем установлены сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.
Судом первой инстанции установлено, что Лопухина Е.В. относящаяся к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, имевшая выслугу лет в календарном исчислении более 19 лет, до принятия жилищным органом оспариваемого решения планировалась к увольнению с военной службы по возрасту.
Как следует из материалов дела, Лопухиной Е.В. в составе семьи ее отца от государства было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью 42, 7 кв.м, которое в 2009 году приватизировано истцом и ее сыном в равных долях. В 2014 году Лопухина Е.В. продала свою долю жилого помещения.
Таким образом, в настоящее время истец не является собственником или нанимателем какого-либо жилого помещения и с момента произведенного ею отчуждения принадлежавшей ей доли названной квартиры прошло более пяти лет. Поэтому оснований для отказа в признании ее нуждающейся в жилом помещении по указанному основанию не имелось.
Не влияет на правильность данного вывода и то обстоятельство, что ЛопухинаЕ.В. обеспечена указанным жилым помещением в составе семьи своего отца в период прохождения военной службы, поскольку социальная гарантия установленная абзацем 13 пунктом 1 ст. 15 Федерального закона, в редакции, действующей с 13декабря 2019 года, распространяется, в том числе и на военнослужащих-граждан обеспеченных в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений после заключения контракта о прохождении военной службы.
Поэтому гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о незаконности решения жилищной комиссии войсковой части 6780 от 26 июня 2020 г. (протокол N 12-20), которым Лопухиной Е.В. отказано в принятии на жилищный учет, на том основании, что она распорядилась ранее полученным от военного ведомства жильем, в связи с чем утратила возможность его сдачи жилищным органам.
Что же касается довода жалобы о пропуске истцом предусмотренного ст.219КАС РФ срока обращения в суд с заявлением и отсутствии оснований для его восстановления, то судебная коллегия при его оценке исходит из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 1 и 7 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по указанной в части6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено указанным Кодексом.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
Судом установлено, что после получения 30 июня 2020 г. Лопухиной Е.В. копии решения жилищной комиссии войсковой части N от 26июня 2020 г. (протоколN 12-20), с ней в период с 9 июля по 14 сентября 2020 года посредствам телефонной связи, в том числе с использованием интернет-мессенджера, связывался помощник начальника квартирно-эксплуатационной службы (по жилищному обеспечению) тыла указанной воинской части С.И, являющийся также секретарем жилищной комиссии, который неоднократно сообщал ей о том, что оспариваемое решение жилищного органа будет пересмотрено в пользу истца.
Данные обстоятельства подтверждены показаниями допрошенного в качестве свидетеля С.И оснований не доверять которым у суда не имелось.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно расценил данные обстоятельства в качестве уважительной причины пропуска Лопухиной Е.В. срока подачи административного искового заявления и пришел к правильному выводу о необходимости его восстановления в целях проверки законности оспариваемых административным истцом действий командира и жилищной комиссии войсковой части N.
Учитывая, что разрешение вопроса о постановке Лопухиной Е.В. на жилищный учет относится к компетенции жилищной комиссии войсковой части N, в удовлетворении требований истца в части, касающейся признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, судом отказано обоснованно.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2021 г. по административному исковому заявлению Лопухиной Елены Викторовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.