Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Романова В.С, судей:
Житникова Ю.В, Новикова М.Ю, при секретаре Реве Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-61/2021 по апелляционной жалобе истца на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 14 мая 2021 г, которым командиру войсковой части N отказано в удовлетворении иска к военнослужащему войсковой части N "данные изъяты" Лямину Олегу Сергеевичу о возмещении материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, судебная коллегия
установила:
командир войсковой части N обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что по результатам проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части, проведённой в 2018 году должностными лицами Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ("данные изъяты"), выявлен факт незаконности установления и выплаты военнослужащим по контракту "данные изъяты" премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы (далее - премия) за март 2017 года в размере 25 % оклада денежного содержания, вместо установленного 1 %, а всего в общей сумме 37 167 руб.
Проведёнными в войсковой части N административными расследованиями установлено, что изданные командиром войсковой части N в марте 2017 года приказы о привлечении указанных военнослужащих к дисциплинарной ответственности и об установлении им премии в размере 1 % оклада денежного содержания также подписаны временно исполняющим обязанности начальника штаба воинской части Лялиным О.С. Однако ответчик контроль за исполнением этих приказов не осуществлял, вследствие чего командир войсковой части N издал приказы о выплате указанным военнослужащим премии в размере 25 % оклада денежного содержания, а всего с учётом налога на доходы физических лиц в общей сумме 33 618 руб.
В связи с этим, командир войсковой части N в исковом заявлении с учётом последующих уточнений просил суд привлечь Лялина О.С. к материальной ответственности и взыскать с него в пользу войсковой части N денежные средства в размере 33 618 руб. с перечислением их на лицевой счёт Федерального казённого учреждения " "данные изъяты"".
Гарнизонный военный суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы он указывает, что Лялин О.С. в период с 13 по 20 марта 2017 г. временно исполнял обязанности "данные изъяты" и 17 марта 2017 года им были подписаны приказы командира войсковой части N о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих "данные изъяты" и об установлении в связи с этим премии каждому из них в размере 1 % оклада денежного содержания. Ответчик не выполнил свою обязанность по контролю за исполнением данных приказов и доведению их до соответствующих должностных лиц, в том числе до "данные изъяты" ответственного за ведение работы с персональными данными личного состава воинской части и их передачу в финансово-расчётный пункт, а также за подготовку и отправку проектов приказов по строевой части в войсковую часть N для издания соответствующих приказов, в том числе об установлении военнослужащим премии.
Указанные обстоятельства способствовали нарушению алгоритма расчёта дополнительной выплаты и производству излишней выплате денежного довольствия военнослужащим в размере 33 618 руб, чем государству причинён материальный ущерб, который подлежит возмещению ответчиком.
На апелляционную жалобу ответчиком поданы письменные возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать истцу в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая командиру войсковой части N в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ответчику в марте 2017 года не вменялось в обязанность оформление соответствующих проектов приказов и их направление в войсковую часть N, то в его действиях отсутствует вина в причинении материального ущерба в виде излишних выплат премии девяти военнослужащим по контракту.
Кроме того, суд в решении указал на то, что командир войсковой части N издал приказы об установлении военнослужащим премии в размере 25 % оклада денежного содержания на основании проектов приказов, представленных командиром войсковой части N, а не начальником штаба этой воинской части.
Однако данные выводы гарнизонного военного суда противоречат материалам дела и не основаны на законе.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статьёй 1 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих") предусмотрено, что настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу воинской части, а также определяет порядок возмещения причинённого ущерба.
Перечень оснований привлечения военнослужащих к ограниченной материальной ответственности определён статьёй 4 того же Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учёта, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, утраты, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Таким образом, военнослужащий может быть привлечён к ограниченной материальной ответственности лишь при наличии доказательств его виновности в причинении реального ущерба и установленных законом оснований, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, в соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 97 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, начальник штаба полка обязан организовывать своевременное и правильное доведение всех приказов командира полка и старших командиров (начальников) до подразделений и служб, а также проверку их выполнения; лично передавать важнейшие приказы и проверять их выполнение.
Как следует из материалов дела, приказом командира войсковой части N от 13 марта 2017 г. N 50 на Лямина О.С. возложено временное исполнение обязанностей "данные изъяты", которые он исполнял до 19 марта 2017 г. включительно.
Из приказа командира войсковой части N от 20 марта 2017 г. N 57 следует, что "данные изъяты" прибыл из служебной командировки и приступил к исполнению обязанностей начальника штаба этой воинской части.
Приказами командира войсковой части N от 17 марта 2017 г. NN 560, 570, 575, 580, 585, 590, 595, 600, 605, военнослужащие по контракту Тарасов "данные изъяты" привлечены к дисциплинарной ответственности и им в связи с этим установлена премия за март 2017 года в размере 1 % оклада денежного содержания.
Эти приказы подписаны временно исполняющим обязанности командира войсковой части N "данные изъяты" и временно исполняющим обязанности "данные изъяты" Ляминым О.С.
Пунктами 3 и 4 этих приказов установлено, что контроль за их исполнением возложен на начальника штаба воинской части и указано о необходимости доведения приказов до лиц, в части их касающейся.
Вместе с тем, на основании проектов приказов командира войсковой части N, изготовленных в войсковой части N без учёта указанных приказов командира войсковой части N, перечисленным военнослужащим приказами командира войсковой части N установлена к выплате премия в размере 25 % оклада денежного содержания.
Согласно расчётным листкам Федерального казённого учреждения " "данные изъяты"" за март 2017 года на каждого из указанных военнослужащих, премия за март 20217 года выплачена им в размере 25 % оклада денежного содержания.
Выплата премии указанным военнослужащим произведена финансовым органом Министерства обороны Российской Федерации в размере 25 % оклада по воинской должности на основании приказов командира войсковой части N об установлении и выплате премии в этом размере.
В соответствии с Актом выездной проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, проведённой в отношении войсковой части N Межрегиональным управлением ведомственного финансового и аудита Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты") N от 22 мая 2018 г, перечисленным девяти военнослужащим неправомерно выплачена премия в размере 25 % оклада денежного содержания, вместо установленного 1 %.
Согласно материалам административных расследований, проведённым в войсковой части N по выплате премии каждому их указанных военнослужащих, и заключениям по ним, Лямин О.С. как временно исполняющий обязанности "данные изъяты" не выполнил свои обязанности и не довёл приказы командира воинской части об установлении девяти военнослужащим премии за март 2017 года в размере 1 % оклада денежного содержания до соответствующих должностных лиц воинской части, ответственных за подготовку проектов приказов командира войсковой части N, относительно установления военнослужащим конкретного размера премии за март 2017 года.
Из справки начальника штаба войсковой части N от 5 марта 2021 г. следует, что в воинской части отсутствуют сведения о доведении до подразделений и служб воинской части указанных приказов командира войсковой части N, а также листы об этом.
Из приказа командира войсковой части N от 10 января 2017 г. N 314 усматривается, что старший офицер указанной воинской части "данные изъяты" назначен ответственным за ведение работы с персональными данными личного состава воинской части и их передачу в финансово-расчётный пункт N 2 Федерального казённого учреждения "Управление "данные изъяты"".
Согласно письменным объяснениям "данные изъяты" от 10 февраля 2021 г. приказы командира войсковой части от 17 марта 2021 г. о привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности и установлении премии в размере 1 % оклада денежного содержания ему не доводились, в связи с чем не учитывались при изготовлении проектов приказов командира войсковой части N об установлении военнослужащим войсковой части N премии за март 2017 года.
Из изложенного следует, что после подписания командиром войсковой части N приказов NN 560, 570, 575, 580, 585, 590, 595, 600, 605 и их поступления в штаб воинской части, Лямин О.С. как временно исполняющий обязанности "данные изъяты" должен был организовать контроль за доведением этих приказов до исполнителей, в том числе до старшего офицера воинской части "данные изъяты" Последний же в рамках исполнения своих должностных обязанностей обязан был осуществить подготовку проектов приказов вышестоящего командира воинской части и их отправку в войсковую часть N для подписания и введения данных в специализированное программное обеспечение " "данные изъяты"".
Однако вследствие бездействия ответчика и не доведения им указанных приказов до соответствующих должностных лиц воинской части, ответственных за подготовку проектов приказов командира войсковой части N относительно установления военнослужащим конкретного размера премии за март 2017 года, были подготовлены проекты приказов командира войсковой части N об установлении военнослужащим Тарасову "данные изъяты" приказом командира войсковой части N от 20 марта 2017 г. N 17-к об установлении данным военнослужащим премии в размере 25 % оклада денежного содержания.
В то же время, в силу пункта 80 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, действовавшего в момент издания приказов об установлении премии военнослужащим войсковой части N в марте 2017 года, конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учётом имеющих дисциплинарных взысканий за совершённые дисциплинарные проступки, результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооружённых Сил и отражённых в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
С учётом приведённых фактических обстоятельств дела, а также подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, вывод суда первой инстанции об отсутствии вины Лямина О.С. в причинении материального ущерба в виде излишних выплат указанным военнослужащим премии и об отсутствии в связи с этим оснований для привлечения ответчика к ограниченной материальной ответственности, нельзя признать правомерным.
При указанных данных, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Лямин О.С. как временно исполняющий обязанности "данные изъяты" N не проконтролировал исполнение приказов командира войсковой части N от 17 марта 2017 г. NN 560, 570, 575, 580, 585, 590, 595, 600, 605, а также их доведение до соответствующих должностных лиц, в том числе до "данные изъяты", на которых была возложена обязанность по подготовке и направлению в войсковую часть N проектов приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих "данные изъяты" и об установлении им в связи с этим премии в размере 1 % денежного содержания, что явилось следствием издание командиром войсковой части N приказа от 20 марта 2017 г. N 17-К о неправомерном установлении перечисленным военнослужащим премии в размере 25 % оклада денежного содержания и выплате им излишних денежных средств, то ответчик подлежит привлечению к ограниченной материальной ответственности на основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в размере причинённого ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, является правильным.
Согласно расчёту взыскиваемой денежной суммы, подписанному командиром войсковой части N, размер излишне выплаченных военнослужащим денежных средств с учётом налога на доходы физических лиц составил в общей сумме 33 618 руб.
Из справки начальника Федерального казённого учреждения " "данные изъяты"" от 19 апреля 2021 г. оклад денежного содержания ответчика по состоянию на апрель 2021 года составил 35 400 руб, а размер ежемесячной надбавки за выслугу лет - 8 750 руб, а всего в общей сумме 44 150 руб.
Отсутствие в материалах административных расследований объяснений ответчика, на что обращается внимание в возражениях Лямина О.С. на апелляционную жалобу истца, не является обстоятельством, исключающим его материальную ответственность, поскольку административные расследования проведены в войсковой части N проведены с соблюдением требований статьи 7 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".
Кроме того, ответчик ознакомился с материалами административных расследований в ходе судебного разбирательства и имел возможность дать по ним пояснения.
Поскольку Лямин О.С. в период с 13 по 19 марта 2017 года исполнял обязанности начальника штаба воинской части и обязан был контролировать исполнение приказов командира войсковой части N от 17 марта 2017 г, в том числе, их доведение до соответствующих должностных лиц, то доводы ответчика в возражениях на него не возлагались такие обязанности, являются беспредметными.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска командира войсковой части N и взыскании с ответчика 33 618 руб. в счёт возмещения материального ущерба.
Поскольку войсковая часть N зачислена на финансовое обслуживание в Федеральное казённое учреждение "данные изъяты"", то денежные средства, подлежащие взысканию с ответчика, необходимо перечислить на лицевой счёт данной организации.
В связи с тем, что требования истца, освобождённого от уплаты государственной пошлины, удовлетворены, то в соответствии с части 1 статьи 103 ГПК РФ, абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20, абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца десятого пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу, состоящие из государственной пошлины, подлежат взысканию с Лямина О.С. в местный бюджет по месту нахождения Воронежского гарнизонного военного суда в размере 1 208 руб. 54 коп.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 2 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 14 мая 2021 г. по иску командира войсковой части N к Лямину Олегу Сергеевичу в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, отменить и принять по делу новое решение.
Иск командира войсковой части N удовлетворить.
Взыскать с Лямина Олега Сергеевича в пользу войсковой части N в счёт возмещения материального ущерба 33 618 (тридцать три тысячи шестьсот восемнадцать) рублей с перечислением этих денежных средств на лицевой счёт Федерального казённого учреждения " "данные изъяты"".
Взыскать с Лямина Олега Сергеевича в доход бюджета муниципального образования - городского округа город Воронеж государственную пошлину в размере 1 208 (одна тысяча двести восемь) рублей 54 копейки.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.