Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Романова В.С, судей: Житникова Ю.В, Новикова М.Ю, при секретаре Реве Д.А, представителя истца - военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта N, помощника военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть N, "данные изъяты" Волкова А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3812/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчика - врио начальника полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N Сенцова Г.Н. на решение 26 гарнизонного военного суда от 19 мая 2021 г, которым частично удовлетворено исковое заявление военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта N в интересах гражданина Медешкина Павла Николаевича к Центральному банку Российской Федерации(Банк России) и полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, объяснения представителя военного прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, 1 сентября 2009 г. между Медешкиным (работник) и полевым учреждением Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N в лице начальника данного учреждения (работодатель) заключен трудовой договор, согласно которому работнику установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием, а также в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, работник имеет право на соответствующие доплаты, надбавки, поощрительные, стимулирующие и компенсационные выплаты. Работодатель принял на себя обязательства своевременно выплачивать обусловленную этим договором заработную плату, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России. Приказом начальника полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N от 1 сентября 2009 г. N истец на основании трудового договора, а также дополнительного соглашения к нему от 30 марта 2018 г. N N принят на работу в полевое учреждение Банка России N 25631 и до увольнения с работы - 30 октября 2020 г. исполнял обязанности по должности " "данные изъяты"".
В феврале 2021 года ему по итогам работы за 2020 год выплачена премия без повышения должностного оклада на 50%, установленных ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсация военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формирования Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях".
Полагая, что полевым учреждением Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N нарушены права Медешкина, военный прокурор 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта N обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав Медешкина, в котором просил взыскать в пользу последнего недоплату должностного оклада с учетом повышения на 50% к премии по итогам работы за 2020 год в сумме 66 446 руб. 67 коп.
Решением суда первой инстанции исковое заявление военного прокурора в интересах Медешкина удовлетворено частично. Суд взыскал с Центрального банка Российской Федерации в лице полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N в пользу Медешкина сумму недоплаты в размере 66 446 руб. 61 коп, отказав в удовлетворении требований на большую сумму.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора в защиту интересов Медешкина отказать.
В обоснование жалобы указывает, что суд при рассмотрении дела не применил положения ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" (далее - Федеральный закон N 284-ФЗ), в котором приведен исчерпывающий перечень воинских формирований, на которые распространяет свое действие данный закон, и в котором полевые учреждения Банка России не значатся. Не относятся они и к перечисленным в данном законе "другим войскам, воинским формированиям и органам". При этом указывает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, направляются в полевые учреждения Банка России не на воинские должности.
Суд применил Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 20 января 1995 г. о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, которое не подлежало применению к спорным правоотношениям.
Ссылаясь на ст. 5 Федерального закона N 284-ФЗ, отмечает, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых государством из федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
В возражениях на апелляционную жалобу врио военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта N Литовченко В.Г. просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами перечисленных выше органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В ст. 83 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Согласно ст. 86 того же Федерального закона полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" совместным приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 1998 года N ОД-270дсп/262дсп утверждено Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, которым регламентируется деятельность полевого учреждения Банка России.
В силу названного Положения в своей деятельности полевые учреждения руководствуются Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", "Об обороне", иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, воинскими уставами, нормативными правовыми актами Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России, создаются в составе видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, при армиях, дивизиях и других приравненных к ним воинских частях, в которых предусмотрена военная служба. Полевые учреждения имеют действительное и условное наименование воинской части, печать установленного образца, их возглавляют начальники.
Полевые учреждения комплектуются служащими и военнослужащими. Правовое положение служащих определяется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и действующим трудовым законодательством.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что полевое учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N является как составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности руководствуется названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, так и относится к воинскому учреждению, созданному в составе военного ведомства, которое в процессе своей деятельности, в том числе в вопросе социальной защиты служащих, работающих в нем, должно учитывать нормативные правовые акты, устанавливающие для данной категории лиц дополнительные льготы и гарантии.
В частности, в целях усиления мер социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" установлены дополнительные гарантии и компенсации.
Согласно ст. 1 и п. 1 ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территории Республики Казахстан, в целях этого Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Как следует из ст. 1, 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключенного 20 января 1995 года в г. Москве, банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. Под воинскими формированиями Российской Федерации понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан.
Исходя из приведенных норм и обстоятельств дела, Медешкин имеет право на особые условия оплаты труда в виде установления должностного оклада с повышением на 50%, поскольку работает в полевом учреждении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N, которое относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории Республики Казахстан, и предназначено для банковского обслуживания соответствующих организаций, находящихся на этой территории.
По итогам работы за 2020 год премия Медешкину выплачена без учета повышения должностного оклада на 50%.
Согласно расчёту задолженности работодателя перед работником, произведённому главным экономистом группы расчётов ПУ Банка России N N, размер недоплаты истцу заработной платы и иных выплат составил 66 446 руб. 61 коп. От представителя ответчика возражений по данному расчету не поступило.
При таких данных судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания с ответчика в пользу Медешкина спорных денежных средств, а соответствующие доводы апелляционной жалобы отвергает как несостоятельные.
Безосновательным является и утверждение автора жалобы о том, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счет федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
В силу ст. 88 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" условия оплаты труда служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации также предусматривает, что вопросы финансового обеспечения деятельности полевых учреждений регулируются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета директоров Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, руководителей других войск, воинских формирований и организация, при которых созданы полевые учреждения.
Кроме того, в соответствии с трудовым договором работодатель, заключив его, обязался обеспечивать Медешкина заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных, в том числе законодательством Российской Федерации.
Выплата заработной платы в повышенном размере для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена именно федеральным законом, поэтому требование истца является обоснованным.
Доказательств, которые бы опровергали выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 19 мая 2021 г. по исковому заявлению военного прокурора 29 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть - полевая почта N в интересах Медешкина Павла Николаевича к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) и полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Сенцова Г.Н. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.