Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ряузова А.Н, судей: Житникова Ю.В, Романова В.С, с участием помощника судьи Орловой М.С, представителя третьего лица - Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-72/2021 по апелляционной жалобе истца на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 28 мая 2021 г, которым отказано в удовлетворении иска командира войсковой части N к "данные изъяты" Головкину Александру Юрьевичу о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, объяснения представителя третьего лица ФИО9, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
как видно из материалов дела, командир войсковой части N обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Головкина А.Ю. в пользу воинской части 36 000 руб, которые ему были выплачены излишне, перечислив их на лицевой счёт Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес"".
В обоснование заявленных требований истец указал, что Головкин А.Ю. проходил военную службу по контракту в указанной воинской части в период с 2003 года по 29 ноября 2013 г.
В марте - апреле 2018 года Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации ("данные изъяты") (далее - Межрегиональное управление) проведены контрольные мероприятия в отношении войсковой части N, в ходе которых установлен факт выплаты (переплаты) в 2013 году военнослужащим указанной воинской части, в том числе и Головкину А.Ю. за период с 1 декабря 2012 г. по 30 сентября 2013 г, денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, поскольку он не был принят на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе командира войсковой части N просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы истец, ссылаясь на пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих, Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", указывает, что нахождение военнослужащего на жилищном учёте в оспариваемый период являлось необходимым условием для реализации его права на получение денежной компенсации за наём жилого помещения.
Ответчику за период с 1 декабря 2012 г. по 30 сентября 2013 г. была выплачена денежная компенсация за наём жилого помещения в общей сумме 36 000 рублей при отсутствии у него права на получение этой выплаты, поскольку нуждающимся в жилом помещении он признан не был.
Вопреки выводу суда, положения статьи 1109 ГК РФ применению не подлежат, поскольку спорные денежные средства относятся к компенсационным выплатам и не относятся к выплатам, предусмотренным Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В отзыве начальника Межрегионального управления от 9 августа 2021 г. указывается на незаконность обжалуемого решения суда первой инстанции и на необходимость удовлетворения апелляционной жалобы истца.
На апелляционную жалобу истца ответчиком Головкиным А.Ю. поданы письменные возражения, в которых он просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия исходит из следующего.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") (в редакции, действующей в оспариваемый период 2012 и 2013 годов), согласно абзацам 1, 2 пункта 1, пункту 3 статьи 15 которого Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение).
На основании пунктов 2 и 3 Положения (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
В указанном порядке денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу, или бронируются жилые помещения, при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Порядок выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещения военнослужащим по контракту в спорные периоды регламентировался Инструкцией об организации в Вооружённых Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 (далее - Инструкция).
Согласно пунктам 11, 12, 14 и 17 данной Инструкции, денежная компенсация за наём (поднаём) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее именуются - военнослужащие), и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации в других городах и районных центрах - 3600 рублей.
Выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту (последнему месту) прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется по раздаточной ведомости за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа командира воинской части (начальника организации), в котором указывается сумма денежной компенсации и период, за который производится выплата.
Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наём (поднаём) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме);
справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего;
выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации);
копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
Выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днем утраты права на неё, в том числе со дня, следующего за днём предоставления военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи или членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего жилого помещения по договору социального найма или в собственность, служебного жилого помещения, служебного жилого помещения, пригодного для временного проживания, жилого помещения в общежитии или фактического предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность, в том числе по государственным жилищным сертификатам, либо по иным основаниям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, получивших жилые помещения в собственность не по месту прохождения военной службы).
Как следует из приведённых правовых норм, выплата военнослужащим и членам их семей денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений в спорный период (2012-2013 годы) производилась при условии:
-отсутствия у командования возможности по обеспечению их служебными жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитиями;
-наличия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключённого в соответствии с законодательством Российской Федерации и иных документов, перечисленных в указанных нормативных правовых актах;
-наличия приказа командира воинской части о выплате военнослужащим денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения.
Выплата данной денежной компенсации прекращается после утраты права на её получение.
Как установлено частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй этого кодекса.
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
По делу установлено, что Головкин А.Ю. проходил военную службу по контракту в войсковой части N в г. "адрес" в период с 2003 года по 29 ноября 2013 г.
На основании рапортов Головкина А.Ю. в связи с осуществлением им по месту прохождения военной службы по договору поднайма жилого помещения и отсутствием в жилищном органе Министерства обороны Российской Федерации свободных жилых помещений для обеспечения его жилым помещением специализированного жилого фонда, командиром войсковой части N изданы приказы о выплате ответчику денежной компенсации за поднаём жилых помещений:
- от 18 мая 2013 г. N 115 - за период с 1 декабря 2012 г. по 30 апреля 2013 г.;
- от 10 июня 2013 г. N 135 - за май 2013 г.;
- от 1 июля 2013 г. N 154 - за июнь 2013 г.;
- от 30 июля 2013 г. N 183 - за июль 2013 г.;
- от 2 сентября 2013 г. N 216 - за август 2013 года;
- от 30 сентября 2013 г. N 239 - за сентябрь 2013 г.;
- от 29 октября 2013 г. N 270 - за октябрь 2013 г.
В соответствии с Актом выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведённой в отношении войсковой части 21555 Межрегиональным управлением, от 8 мая 2018 г. N N (далее - Акт), в нарушение требований законодательства выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения военнослужащим восковой части N в спорный период производилась в отсутствие данных о нахождении их на жилищном учёте на получение служебного жилого помещения.
При этом в Приложении N N к Акту указывается на отсутствие у Головкина А.Ю. права на получение денежной компенсации в общем размере 36 000 рублей ввиду наличия решения жилищного органа о снятии его с жилищного учёта от 19 марта 2013 г.
Такой же вывод содержится и в заключении по итогам проведения административного расследования от 8 ноября 2019 г.
Вместе с тем, анализ вышеприведённых нормативных правовых актов, действовавших в период возникновения спорных правоотношений, свидетельствует о том, что для получения Головкиным А.Ю. денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения в период с 1 декабря 2012 г. по 30 сентября 2013 г, представление документов, подтверждающих нахождение его в списках на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, не требовалось и данное обстоятельство не относилось к обязательным условиям назначения и выплаты военнослужащему оспариваемых денежных средств.
Поскольку ответчик для получения спорных выплат действовал в полном соответствии с требованиями вышеприведённых нормативных правовых актов, то у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска командира войсковой части N о взыскании с Головкина А.Ю. спорных денежных средств.
Не влияет на указанный вывод и представленная в суд апелляционной инстанции третьим лицом - Межрегиональным управлением копия решения начальника территориального отделения в Смоленской области-г. Смоленск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" от 19 марта 2013 г. N N о снятии Головкина А.Ю. с жилищного учёта.
Из данного документа не следует, что ответчик являлся собственником жилого помещения, членом его семьи, нанимателем жилого помещения либо членом его семьи по месту прохождения военной службы.
Вопреки требованиям части 1 статьи 56 ГПК РФ истцом в суд не представлено таких документов.
Ссылка в апелляционной жалобе на приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", является несостоятельной, поскольку данный нормативный правовой акт регулирует предоставление жилья военнослужащим, а не выплату им денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения.
Подпунктом 3 статьи 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
Однако, как верно указано в апелляционной жалобе, неосновательно выплаченные ответчику денежные средства не являются денежным довольствием военнослужащего и не подпадают под категорию денежных средств, приравненных к заработной плате (пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы) и предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, в связи с чем не могут быть отнесены к неосновательному обогащению, не подлежащему возврату, предусмотренному подпунктом 3 статьи 1109 ГК РФ.
Вместе с тем, ошибочное указание в решении гарнизонного военного суда на подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ не является основанием для его отмены или изменения, поскольку решение суда по существу является правильным.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 28 мая 2021 г. по иску командира войсковой части N к Головкину Александру Юрьевичу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.