Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Лаврентьева В.В, Манохина В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В, представителя административного истца Шамайляна Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по его апелляционной жалобе на решение Московского гарнизонного военного суда от 24 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N старшего сержанта Филиппова Федосея Васильевича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) и Филиала "Московский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ (далее - "Росжилкомплекс"), связанных с не исключением из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Филиппов проходил военную службу по контракту с 1 июля 2007 года, а второй контракт им был заключен в январе 2010 года.
В октябре 2011 года он уволен с военной службы в связи с организационно штатными мероприятиями.
В апреле 2012 года он поступил на военную службу, а в сентябре 2012 года уволен по собственному желанию.
В июне 2014 года Филиппов вновь добровольно поступил на военную службу из запаса и 3 июня 2014 года им был заключен новый контракт о прохождении военной службы, а в июне этого же года им подан рапорт о включении в реестр НИС в связи с чем и на основании п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) (в редакции закона, действовавшего в период возникновения cпopных правоотношений), включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) с даты заключения нового контракта, как военнослужащий поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса и не воспользовавшийся правом стать участником НИС.
В 2020 году он обратился в 1 отдел Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время - "Росжилкомплекс") с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, в чем решением от 17 декабря 2020 года отказано в связи с тем, что он является участником НИС.
Полагая свои права нарушенными, Филиппов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение начальника "Росжилкомплекса" от 17 декабря 2020 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания и возложить обязанность на указанное должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания;
- признать незаконными действия ДЖО, связанные с включением в реестр участников НИС и обязать указанный жилищный орган исключить его из реестра участников НИС.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Филиппову отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить.
В обоснование жалобы приводит обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении.
Отмечает, что Филиппов без его согласия был включен в реестр участников НИС с 3 июня 2014 года, а обстоятельства направления Филипповым рапорта командованию воинской части на его исключение из реестра НИС, не свидетельствует о реализации данного рапорта. Кроме того, выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона он не получал, целевой жилищный заем ему не предоставлялся. О том, что включен в реестр Филиппов узнал только 17 декабря 2020 года.
Приводя положения п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона, указывает, что Филиппов сохраняет возможность выбора способа реализации своих жилищных прав. При этом участие в НИС является его правом, а не обязанностью.
Ссылаясь на определение Верховного Суда РФ от 2 июня 2015 года N 201-КГ15-5, указывает, что включение в реестр участников НИС добровольной категории военнослужащих возможно только на основании их волеизъявления, что не было учтено должностными лицами при включении Филиппова в указанный реестр и не принято во внимание судом первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона о НИС, в ранее действовавшей редакции, к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать такими участниками. На основании п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона, в ранее действовавшей редакции, основанием для включения в реестр участников НИС для выше указанной категории военнослужащих является их обращение в письменной форме о включении в реестр участников.
Аналогичные положения указаны и в действующей редакции Закона.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 9 Закона (в редакции действовавшей в период включения в реестр участников НИС) основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, - заключение нового контракта о прохождении военной службы.Как видно из материалов дела, Филиппов заключил первый контракт о прохождении военной службы 1 июля 2007 года, второй контракт 29 января 2010 года, затем в октябре 2011 года уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. После этого он поступил на военную службу по контракту, который заключил в апреле 2012 года, однако в сентябре того же года уволен по собственному желанию. В апреле 2014 года Филиппов вновь поступил на военную службу по контракту, который заключил 3 июня 2014 года. При этом 12 июня 2014 года им подан рапорт о включении в реестр участников НИС. Согласно уведомлению о включении в реестр от 29 января 2016 года административный истец включен в реестр участников НИС по 16 категории с датой возникновения основания 3 июня 2014 года.
В соответствии с п. 25 - 30 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 24 сентября 2020 года N 477, военнослужащий исключается из реестра по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 9 Закона и постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года N 89 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба".
При возникновении оснований для исключения военнослужащего из реестра ответственным должностным лицом воинской части оформляется список участников НИС для исключения из реестра.
Участник НИС исключается из реестра с даты возникновения основания, определенной пунктом 21 Правил.
Список участников НИС для исключения военнослужащих из реестра с документами, подтверждающими возникновение оснований для исключения военнослужащих из реестра, направляется в подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Порядка.
Подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) при получении списков участников НИС для исключения из реестра проверяет их на соответствие требованиям настоящего Порядка и формирует сводный список участников НИС для исключения из реестра и направляет его с документами, подтверждающими возникновение оснований для исключения из реестра, в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящего Порядка.
Как видно из материалов дела, 21 декабря 2020 года Филипповым подан рапорт на имя командира войсковой части N с просьбой об исключении из реестра НИС, однако по состоянию на 23 марта 2021 года сводный список на исключение его из реестра НИС в ДЖО не поступал, что подтверждается сообщением ДЖО от 23 марта 2021 года (т. 1, л.д. 234).
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что Филиппов на основании действовавшего в тот период времени законодательства в январе 2016 года правомерно был включен в реестр участников НИС в связи с его волеизъявлением, а учитывая, что данных о рассмотрении регистрирующим органом рапорта Филиппова об исключении из реестра НИС у суда на момент принятия решения не имелось, то требование о возложении обязанности по исключению из реестра участников НИС заявлено преждевременно. Поэтому суд обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконными действий ДЖО, связанных с включением в реестр участников НИС и возложении обязанности на указанный жилищный орган по исключению истца из реестра участников НИС.
Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники накопительно-ипотечной системы), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго, третьего и четвертого пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Филиппов на момент подачи заявления в жилищный орган являлся участником НИС, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что действиями начальника жилищного органа, связанными с отказом в признании нуждающимся в жилом помещении прав Филиппова не нарушено и обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Доводу автора жалобы о том, что Филиппов не знал о включении его в реестр участников НИС, в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда является правильным, в связи с чем апелляционная жалоба представителя административного истца удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 24 марта 2021 года по административному исковому заявлению Филиппова Федосея Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.