Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Давлетовой Т.М, с участием представителя административного истца - Маторкина А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Маторкина А.И. на решение Московского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса Медведева Александра Евгеньевича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных с отказом в восстановлении на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Медведев поступил на военную службу в ноябре 1977 года, с апреля 1998 года по июнь 2003 года проходил военную службу по контракту в г. Ставрополе, где на основании постановления Главы администрации города был обеспечен земельным участком для строительства индивидуального жилого дома.
С июля 2003 года административный истец являлся военнослужащим войсковой части N (г. Москва), жилищной комиссией которой он в том же году был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Построив на предоставленном земельном участке в г. Ставрополе жилой дом общей площадью 185, 8 кв.м, Медведев в октябре 2005 года зарегистрировал право собственности на него, а в феврале 2014 года подарил данный дом сыну.
Выявив эти обстоятельства, 24 марта 2014 года ДЖО МО РФ снял административного истца с жилищного учета, как утратившего основания, которые до введение в действие ЖК РФ давали ему право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания. Указанное решение жилищного органа вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 29 июля 2014 года признано законным.
В этой связи Медведев, будучи уволенным в декабре 2006 года с военной службы по состоянию здоровья, с 11 августа 2014 года исключен из списков личного состава воинской части.
В октябре 2020 года административный истец направил в ДЖО МО РФ заявление о восстановлении его с членами семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, указав в нем на изменение жилищного законодательства и наличие у него, как снятого с жилищного учета в связи с обеспеченностью земельным участком, соответствующего права на такое восстановление, но получил отказ.
Полагая свои права нарушенными, Медведев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия ДЖО МО РФ, связанные с отказом в восстановлении его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и обязать указанный жилищный орган восстановить его с членами семьи на таковом.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Медведеву отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, излагая обстоятельства дела, указывает, что его доверитель был снят в 2014 году с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с обеспечением в 2002 году администрацией г. Ставрополя земельным участком для строительства индивидуального жилого дома. Вместе с тем, согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 287-ФЗ "О внесении изменений в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы, и совместно проживающие с ними члены их семей, снятые с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию, указанному в пункте 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ (предоставление от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома), при обращении в органы, в которых они состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с заявлением о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях восстанавливаются на указанном учете с даты их постановки на такой учет.
Обращает внимание, что предоставленный земельный участок административный истец в 2014 году подарил сыну. От Министерства обороны Российской Федерации Медведев жилыми помещениями не обеспечивался, жилья в собственности не имеет.
Утверждает, что пятилетний срок со дня совершения его доверителем действий, направленных на ухудшение жилищных условий, истек в феврале 2019 года, в связи с чем ДЖО МО РФ обязано восстановить Медведева на жилищном учете вне зависимости от наличия у него статуса военнослужащего.
Считает, что ДЖО МО РФ, отказывая административному истцу в восстановлении на жилищном учете, не исследовал представленные документы и не дал им никакой правовой оценки. Позиция жилищного органа незаконна и противоречит практике Верховного Суда Российской Федерации (определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2010 года N 205-В10-9).
Отмечает, что Медведев на жилищный учет в 2003 году принят на законных основаниях, каких-либо препятствий для отказа ему в таковом в связи с обеспеченностью земельным участком жилищное законодательство не содержало.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пункту 1 статьи 29 действовавшего до 1 марта 2005 года ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Пунктом 1 статьи 32 ЖК РСФСР определено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В подпункте "а" пункта 20 действовавших до 1 марта 2005 года Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 (далее - Правила), закреплено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В силу положений пункта 42 Правил, жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Из изложенного следует, что военнослужащий, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняет право состоять на жилищном учёте до обеспечения его с членами семьи жилым помещением по нормам предоставления, установленным органами местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу положений статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, осуществляет прием на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, лишь военнослужащих.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Медведев, будучи не обеспеченным каким-либо жилым помещением, на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 22 июля 2003 года был принят на жилищный учёт.
Согласно решению ДЖО МО РФ от 24 марта 2014 года N 194/1/8800 административный истец снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку, став собственником жилого дома общей площадью 185, 8 кв.м, утратил основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения.
Выпиской из приказа командира войсковой части N от 12 августа 2014 года N 148 подтверждается, что Медведев, уволенный с военной службы, с 11 августа 2014 года исключен из списков личного состава воинской части.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Медведев после снятия с жилищного учета не мог быть признан нуждающимся в обеспечении жильем от военного ведомства, так как до 11 августа 2014 года - дня исключения из списков личного состава воинской части - пятилетний срок со дня совершения им действий, направленных на ухудшение жилищных условий, не истек, а после указанной даты им утрачен статус военнослужащего, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о законности оспариваемых действий ДЖО МО РФ, обоснованно отказав в удовлетворении заявленного требования.
Доводы автора жалобы, сводящиеся к тому, что его доверитель снят с жилищного учета на основании пункта 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ - в связи с предоставлением ему от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, судебная коллегия находит несостоятельными и противоречащими материалам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Медведева Александра Евгеньевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя - Маторкина А.И. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июля 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.