Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Масенина П.Е, Манохина В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В, представителя административного истца Никашина К.А, представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Порхунова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-240/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 11 мая 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Федерального государственного казенного учреждения "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" (далее - ЦСООР "Лидер") майора запаса Зубкова Ивана Николаевича об оспаривании бездействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), связанного с необеспечением его жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Зубков проходил военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года, в ЦСООР "Лидер". При этом он и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес"
Решением единой жилищной комиссии от 11 ноября 2016 года Зубков и члены его семьи (супруга, дочь) признаны нуждающимися в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службе месте жительства в г. Москве (с учетом "данные изъяты" доли супруги в праве собственности на квартиру, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенной по адресу: "адрес").
Приказом первого заместителя начальника ЦСООР "Лидер" от 6 декабря 2019 года N 37-ВК Зубков уволен с военной службы по п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по собственному желанию при наличии у него уважительных причин), а приказом командира войсковой части N от 10 декабря 2019 года N 236 исключен из списков личного состава воинской части с 10 декабря 2019 года.
Полагая свои права нарушенными, поскольку жилым помещением по настоящее время он не обеспечен, Зубков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие МЧС России, связанное с необеспечением его жилым помещением, и обязать ответчика предоставить ему и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма в г. Москве.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Зубкову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, приводя положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), ст. 51 Жилищного кодекса РФ, указывает, что постановка на жилищный учет не может расцениваться как обеспечение военнослужащего жилым помещением.
Обращает внимание на пояснения представителя ответчика о том, что новое жилье МЧС не строится и не закупается.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Согласно пункту 63 Порядка предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 21 мая 2019 года N 265, жилые помещения по договору социального найма распределяются Комиссией (Территориальной комиссией), в порядке очередности принятия военнослужащих на учет.
Жилые помещения вне очереди предоставляются военнослужащим, (гражданам, уволенным с военной службы), имеющим трех и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Как видно из материалов дела, Зубков приказом начальника ЦСООР "Лидер" от 6 декабря 2019 года N 37 уволен с военной службы. При этом административный истец и члены его семьи признаны нуждающимися в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Москве и состоят в списке нуждающихся в получении жилья под номером N, а среди военнослужащих, претендующих на жилье площадью от "данные изъяты" до "данные изъяты" кв.м, под номером N.
С учетом изложенных обстоятельств дела и принимая во внимание, что оснований для предоставления Зубкову жилого помещения вне очереди не имеется, гарнизонный военный суд обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным бездействия МЧС России, связанного с необеспечением административного истца и членов его семьи жилым помещением в г. Москве и возложению на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения.
При этом гарнизонный военный суд правильно исходил и из того, что возложение на административного ответчика обязанности по обеспечению Зубкова жилым помещением, нарушит права других военнослужащих, состоящих на учете ранее административного истца.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, а жалоба административного истца по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 11 мая 2021 года по административному исковому заявлению Зубкова Ивана Николаевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.