Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Яцкевич Т.В, с участием прокурора Агапкиной Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М К А о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 18 от 31 июля 2021 года N 08-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А", установил:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года N 293, опубликованным в газете "Санкт-Петербургские ведомости" N 110, 21.06.2021, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 года N 239-11 в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и пунктом 1 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее-Закон Санкт-Петербурга) полномочия окружной избирательной комиссии N 3 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию N 18 (далее - ТИК N 18).
Решением ТИК N 18 от 31 июля 2021 года N 08-1 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А на основании подпункта "г" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга в связи с неисполнением М К.А. требований подпункта "в" пункта 3 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга о предоставлении вместе с заявлением в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведений о расходах несовершеннолетнего ребенка по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборов муниципальных районов и глав городских округов (л.д.7-9).
М К.А. 05 августа 2021 года обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 18 от 31 июля 2021 года N 08-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А", обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты, 07 августа 2021 года уточнила основания заявленных требований (л.д.2-4, 32-26).
Административный истец, полагая оспариваемое решение принятым в нарушение избирательного законодательства, указал, что согласно положениям статей 33 Федерального закона и Закона Санкт-Петербурга сведения о расходах предоставляются в отношении кандидата и членов его семьи только в случае, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за последних три года, предшествующих сделке, однако таких сделок административным истцом не совершалось, в связи с чем предоставление соответствующего документа не являлось обязательным; несмотря на отсутствие в этой связи обязанности предоставления по соответствующей форме сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее - Справка о расходах), административным истцом были представлены 20 июля 2021 года в ТИК N 18 документы в виде двух (отдельно на кандидата и ее несовершеннолетнего ребенка) оригиналов Справок о расходах, о чем было выдано Подтверждение получения документов, в котором отсутствует указание на получение подлинника и копии одного документа; одновременно административным истцом были представлены сведения о кандидате в машиночитаемом виде, содержащие файл с указанными Справками о расходах, которые подлежали исследованию административным ответчиком при разрешении неопределенности в вопросе о составе представленных кандидатом документов из-за некорректного оформления Подтверждения получения документов, составленного с нарушением утвержденной решением ТИК N 18 от 23.06.2021 года N 02-4 формы такого документа; административным ответчиком
неправомерно было отказано в принятии от административного истца 29 июля 2007 года дополнения ранее поданного документа - соответствующей справки в отношении несовершеннолетнего ребенка.
Административный истец и его представитель К А.А. в суд явились, поддержали заявленные требования, указывая на то, что Закон Санкт-Петербурга предусматривает предоставление одного документа, имеющего указанное в подпункте "в" пункта 3 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга наименование, который предоставляется в нескольких формах, в связи с чем кандидат на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в этот документ, в том числе путем предоставления сведений о расходах члена своей семьи.
Представители административного ответчика ТИК N 18 Д В.О. и Б А.В. в суд явились, представили возражения на административное исковое заявление, указывая на то, что в ходе проверки соответствия порядка выдвижения Михайловой К.А. в качестве кандидата в депутаты требованиям Федерального закона и Закона Санкт-Петербурга было установлено, что М К.А. не представлена Справка о расходах в отношении несовершеннолетнего ребенка, а представлена Справка о расходах в отношении кандидата и ее незаверенная кандидатом светокопия; оснований для принятии Справки о расходах в отношении несовершеннолетнего ребенка от кандидата 29 июля 2021 года не имелось, поскольку такая справка является самостоятельным документом, который подлежал предоставлению совместно с заявлением о согласии баллотироваться, возможность предоставления такого документа в другие сроки положениями п.1.1 статьи 38 Федерального закона не допускается.
Заинтересованное лицо РОДП "Яблоко" о слушании дела извещено, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и согласии с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, представителей сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим отклонению, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 20 июля 2021 года М К.А. обратилась в ТИК N 18 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 избирательному объединению "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
По окончании приема документов М К.А. выдано Подтверждение получения документов, в строке 10 которого указано на получение документа - "Сведения о расходах кандидата, а также о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (при наличии указанного имущества прилагаются копии документов, подтверждающих права собственности). Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации N 546" на 6 л. в 1 экз. (л.д.41-42).
На заседании рабочей группы по приему и проверке избирательных документов ТИК N 18 27 июля 2021 года М К.А. вручено извещение в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона о выявленных при проверке представленных ею документов недостатках, в том числе, об отсутствии документа, предоставление которого предусмотрено подпунктом "в" пункта 3 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга, - сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, в отношении несовершеннолетнего ребенка (л.д.10-11).
29 июля 2021 года М К.А. обратилась в ТИК N 18 с заявлением о внесении дополнения в документ, предусмотренный пунктом "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона, представив отдельно на несовершеннолетнего ребенка Справку о расходах, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что в комплекте документов, представленных в ТИК N 18 М К.А. для уведомления о выдвижения кандидата, не был представлен документ, в который вносятся уточнения и дополнения (л.д.5-6, 14-15).
Решением ТИК N 18 от 31 июля 2021 года N 08-1 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А на основании подпункта "г" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга в связи с неисполнением требований подпункта "в" пункта 3 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга о предоставлении вместе с заявлением в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведений о расходах несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборов муниципальных районов и глав городских округов (л.д.7-9).
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Аналогичные положения установлены в подпункте "г" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга.
В силу подпункта "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные положения содержатся в подпункте "в" пункта 3 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга, устанавливающей перечень документов, который обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу.
Содержание положений указанных статьей Федерального закона и Закона Санкт-Петербурга устанавливает безусловный характер предоставления вышеуказанных сведений вместе с заявлением о согласии баллотироваться по утвержденной указом Президента Российской Федерации форме.
Форма справки, в которой должны быть указаны названные сведения, для представления в избирательную комиссию, утверждена подпунктом "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" и содержит сноски, разъясняющие порядок представления и заполнения справок и внесения необходимых сведений.
В сноске 1 к форме Справки о расходах указано, что она заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Если в отчетный период кандидат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не совершали указанных сделок, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 данной справки проставляются слова "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.
Согласно сноске 2 к форме Справки о расходах - справка заполняется отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения.
Из приведенных положений следует, что справки, как в отношении кандидата, так и в отношении его супруга и несовершеннолетних детей, являются самостоятельными документами, представление каждого из которых в избирательную комиссию является обязательным в силу прямого на то указания, как в Федеральном законе, так и в Законе Санкт-Петербурга, и не зависимо от того, совершались ли за последние три года соответствующие сделки.
Доводы же административного истца о том, что предоставление соответствующих справок, как в отношении самого кандидата, так и ее несовершеннолетнего ребенка, не является обязательным в связи с тем, что административным истцом не совершались сделки, превышающие общий доход кандидата за три последних года, а соответствующие справки на кандидата и его членов семьи являются частями единого документа, основаны на ошибочном толковании приведенных положений Федерального закона и Закона Санкт-Петербурга.
Оценивая доводы административного истца о том, что фактически кандидатом была представлена Справка о расходах в отношении несовершеннолетнего ребенка, а не имеющаяся в материалах ее личного дела в ТИК N 18 светокопия Справки о расходах самого кандидата, суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 7 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга окружная избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, лицам, представившим эти документы, с указанием даты и времени их получения, а также наименований документов с указанием их официальных реквизитов и количества страниц. Подписанное 20 июля 2021 года административным истцом и руководителем рабочей группы по приему и проверке избирательных документов ТИК N 18 Подтверждение получения документов не соответствует приведенной в решении ТИК N 18 от 23 июня 2021 года N 02-4 форме Подтверждения получения документов, предусматривающей отдельное указание соответствующих документов в отношении кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей с вычеркиванием ненужного прямой линией. Вместе с тем, из буквального содержания записи во 2 столбце строки 10 Подтверждения получения документов от 20 июля 2021 года следует, что от М К.А. принят документ, содержащий сведения именно о расходах кандидата, в связи с чем оснований утверждать, что административным истцом были также поданы сведения о расходах и несовершеннолетнего ребенка, не имеется. То обстоятельство, что при принятии от административного истца документов не были внесены изменения в вышеуказанную форму Подтверждения получения документов в части указания на принятие не только 1 экземпляра документа, но и его копии, а отражено принятие документа на 6 листах в 1 экземпляре, тем не менее, не свидетельствует о принятии от административного истца Справки о расходах именно на несовершеннолетнего ребенка.
Доводы административного истца о том, что сведения о кандидате были представлены также в машиночитаемом виде, в связи с чем ТИК N 18 должна была исследовать электронный носитель информации при оценке возникшей неопределенности в составе представленных кандидатом документов, не могут быть приняты судом, поскольку обязанность проверки избирательной комиссией при приеме документов соответствия представляемых кандидатом документов на бумажном носителе и в машиночитаемом виде на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации не установлена, в связи с чем, само по себе наличие на представленном кандидатом электронном носителе каких-либо форм документов не свидетельствует о представлении этих же документов и на бумажном носителе.
Кроме того, как следует из пояснений административного истца, представляемые кандидатами документы в машиночитаемом виде не предполагают подписания этих документов электронной подписью. Вместе с тем, пункт 5 статьи 33 Федерального закона и установленная Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года N 546 форма Справки о расходах предполагают необходимость наличия подписи кандидата в этом документе, в связи с чем и по этому основанию наличие на электронном носителе информации формы Справки о расходах несовершеннолетнего ребенка не могло быть расценено избирательной комиссией как предоставление необходимых сведений.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отсутствуют достоверные доказательства представления административным истцом при подаче заявления о согласии баллотироваться Справки о расходах в отношении несовершеннолетнего ребенка, предоставление которой предусмотрено подпунктом "б" пункта 3.1. статьи 33 Федерального закона, подпунктом "в" пункта 3 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга.
Совокупное толкование положений пунктов 1, 2 и 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, в том числе вместе со сведениями о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Таким образом, непредставление данных документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, т.е. Справок о расходах в отношении как кандидата, так и членов его семьи, вместе с заявлением о согласии баллотироваться является самостоятельным основанием для отказа кандидату в его регистрации в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункта "г" пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга.
Оценивая довод административного истца о предоставлении им 29 июля 2021 года дополнений в документы в виде Справки о расходах в отношении несовершеннолетнего ребенка в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, которая не была принята административным ответчиком, суд принимает во внимание, что как указано выше, Справка о расходах в отношении несовершеннолетнего ребенка является самостоятельным документом, а не частью единого документа, содержащего сведения о соответствующих расходах кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей, как ошибочно полагает административный истец.
Согласно п.1.1 статьи 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Из указанных положений, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О, а также аналогично приведенной в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/186-6, следует, что кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
То обстоятельство, то административный ответчик, исполняя возложенную на него п.1.1 статьи 38 Федерального закона обязанность известить кандидата о выявленных в его документах недостатках, сообщил административному истцу об отсутствии Справки о расходах в отношении несовершеннолетнего ребенка, с учетом приведенных положений не свидетельствует о праве административного истца представить такой документ после подачи в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, в связи с чем отказ ТИК N 18 в регистрации административного истца кандидатом в депутаты на основании подпункта "г" пункта 11 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга является законным, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по регистрации административного истца кандидатом в депутаты отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
М К А в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии N 18 от 31 июля 2021 года N 08-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 М К А" - отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.