Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Королевой Н.С.
судей Тимощенко Р.И, Чашиной Е.В.
при секретаре Худоба О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирдеевой Аллы Петровны к Правительству Калининградской области о признании незаконным раздела земельного участка, понуждении к изъятию земельного участка с предоставлением компенсации
с апелляционной жалобой истца Кирдеевой Аллы Петровны на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Тимощенко Р.И, объяснения представителя истца Кирдеевой А.П. - Беловой Е.Л, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ответчика Правительства Калининградской области Котельникова К.А, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кирдеева А.П. обратилась в суд с иском к Правительству Калининградской области, указав, что постановлением мэра г..Калининграда от 2 декабря 1998 года ей был предоставлен для ведения садоводства земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" Постановлением Правительства Калининградской области от 4 июня 2019 года было принято решение об изъятии земельных участков для строительства дороги, в том числе и земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, относящегося к ее земельному участку. В связи с этим, были образованы два земельных участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес": земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м и земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м. С решением об изъятии только части земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м не согласна, считая, что изъятию подлежал весь земельный участок. После окончания работ по переустройству линии электропередач будет установлена санитарно-защитная зона в границах изымаемой части земельного участка, в границах остающейся части земельного участка будет установлена охранная зона ВЛ 330 кВ - 287 кв. м, санитарно-защитная зона ПС 110/10 кВ "Северная 0-42) АО "Янтарьэнерго" - 296 кв. м, охранная зона воздушной линии 110 кВ-129 - 579 кв. м. Учитывая существующие и планируемые ограничения, земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м будет полностью находиться в зонах ограничений и обременений, а площадь застройки составит 212 кв. м. Таким образом, она фактически лишена возможности использовать земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м в соответствии с его целевым назначением.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец Кирдеева А.П. просила признать незаконным раздел земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на два земельных участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м и с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м, - обязать ответчика включить в приложение к Постановлению Правительства Калининградской области от 4 июня 2019 года N 389 "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области" в перечень земельных участков, в том числе подлежащих образованию, и расположенных на ни объектов недвижимого имущества, изымаемых для государственных нужд Калининградской области земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", - обязать ответчика выкупить земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", - определить размер возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", - обязать ответчика заключить соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 апреля 2021 года исковые требования Кирдеевой А.П. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Кирдеева А.П. просит решение отменить и принять новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования в полном объеме. Не соглашается с выводом суда о том, что ею фактически оспаривается проект планировки, поскольку проект планировки содержит все основания для изъятия земельного участка и оспаривать его нет необходимости. Настаивает на том, что принадлежащий ей земельный участок невозможно использовать по назначению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Правительства Калининградской области по доверенности Попов А.И, а также представитель 3-го лица Агентства по имуществу Калининградской области Чиж И.В. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец Кирдеева А.П, третьи лица Агентство по имуществу Калининградской области, АО "Янтарьэнерго", ГКУ Калининградской области "Управление дорожного хозяйства" в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, чч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп. 1, 2, 6 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с п. 1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В силу положений ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
На основании статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Как следует из материалов дела, Кирдеевой А.П. постановлением мэра г. Калининграда от 2 декабря 1998 г. N 4014 предоставлен в собственность для ведения садоводства земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м, в том числе охранная зона ЛЭП 15 - 270 кв. м, по адресу: "адрес"
Право собственности Кирдеевой А.П. на указанный выше участок, которому присвоен кадастровый номер "данные изъяты", было зарегистрировано в установленном законом порядке 30 мая 2016 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 25 сентября 2020 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имел следующие обременения (ограничения) в использовании, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ:
- 209 кв. м - содержание ограничений в границах зоны установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". Реестровый номер границы: 39.00.2.41. Документ-основание: договор подряда на выполнение землеустроительных работ от 14 июня 2012 г. N 462. Срок действия с 19 мая 2015 г.
- 196 кв. м - режимы использования: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 N 160. Реестровый номер границы 39.15.2.1. Документ-основание: перечень зданий и сооружений ПОЭ и Э "Калининградэнерго" по состоянию на 1 июля 1992 г, вошедших в уставный капитал РАО ЕЭС России" от 28 июля 2000 г. N 6/н. Срок действия с 26 мая 2015 г.
- 296 кв. м - содержание ограничений использования объекта недвижимости в границах зоны установлено п. 5.1 и п. 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1/1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74.39.15.2.1836. Документ-основание: Распоряжение Комитета архитектуры и строительства об утверждении границ ССЗ для трансформаторной подстанции ПС О-42 110/10 КВ "Северная" и установлении ограничений (обременений) на входящие в ее состав земельные участки от 28 июля 2015 г. N 50-117-р Срок действия с 24 декабря 2015 г.
- 19 кв. м - содержание ограничения (обременения): режимы использования: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160. Реестровый номер границы: 39:15-6.6680. Вид объекта реестра границ: Зона с особыми условиями использования территории. Вид зоны по документу: Граница охранной зоны BЛ 1 кВ (КТП-970) oп. N 1 - оп. N 4 по ул. Б. Окружная (Л-3) (Инв. N 542923404). Тип зоны: Охранная зона инженерных коммуникаций; Номер: ВЛ 1 кВ (КТП-970) oп. N 1 - оп. N 4 по ул. Б. Окружная (Л-3). Документ-основание: Письменное обращение от 12 сентября 2019 г. N 61-1-23/46987 выдан: Северо-западное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); Решение "О согласовании границ охранной зоны объектов электросетевого хозяйства" от 11 сентября 2019 г. N 61-1276/РС выдан: Северо-западное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения об установлении или изменении территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий, либо об отмене установления такой зоны от 26 сентября 2019 г. N ZoneToGKN_051209039000_18219cel-ad93-4c6b-acld-cdc4270d67ba выдан: ООО "ЗЕМЛЕМЕР". Срок действия с 23 октября 2019 г.
Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года N 65 утверждена Государственная программа Калининградской области "Развитие транспортной системы".
Приказом Агентства по архитектуре градостроению и перспективному развитию Калининградской области N 50 от 1 декабря 2019 года "Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающий размещение линейного объекта регионального значения "Реконструкции второй очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом) 1 этап строительства - от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда к городу Гурьевску" утвержден проект планировки, предусматривающий образование части участка из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м для его последующего изъятия.
Постановлением Правительства Калининградской области от 4 июня 2019 года N 389 "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области" для государственных нужд Калининградской области, а именно: для строительства для размещения линейного объекта "Реконструкция II очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом) I этап строительства - от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда к городу Гурьевску" изъят для государственных нужд Калининградской области земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м (земельный участок, планируемый к образованию, земли населенных пунктов, для ведения садоводства).
Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на два земельных участка, которым присвоены кадастровые номера "данные изъяты" ("данные изъяты" кв. м) и "данные изъяты" ("данные изъяты" кв. м).
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имеет следующие обременения (ограничения) в использовании, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ:
- 296 кв. м - аналогично земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 296 кв. м, - 146 кв. м - аналогично земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 209 кв. м, - 15 кв. м - аналогично земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 19 кв. м.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" уже имел ряд обременений (ограничений) в использовании, которые при его разделе также перешли на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"
Согласно письму ГКУ Калининградской области "Управление дорожного хозяйства" от 25 сентября 2019 года N 4766 проектной документацией по реконструкции автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" предусмотрено размещение инженерных коммуникаций и переустройство линий электропередачи, в результате чего будут установлены следующие зоны с особыми условиями использования земельного участка:
- в границах изымаемой части земельного участка, площадью 64 кв. м, после переноса будет установлена санитарно-защитная ВЛ330 кВ;
- в границах остающейся части земельного участка будет установлена охранная зона ВЛ330 кВ площадью 287 кв. м, охранная зона воздушной линии 110 кВ-129 площадью 579 кв. м;
- и остается существующая санитарно-защитная зона ПС 110/10 КВ "Северная 0-42" ОАО "Янтарьэнерго" площадью 296 кв. м.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 14 сентября 2020 года, вступившим в законную силу 25 мая 2021 года, у Кирдеевой А.П. изъят в собственность Калининградской области для государственных нужд Калининградской области земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", определен размер возмещения в связи с изъятием вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб, подлежащие выплате Кирдеевой А.П. Прекращено право собственности Кирдеевой А.П. на земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес"
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", суд исходил из того, что истцом фактически оспаривается проект планировки территории в части принадлежащего ей земельного участка, который в установленном законом порядке не был оспорен.
Кроме того, суд указал, что правовых оснований для изъятия всего земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" у Правительства Калининградской области не имелось и такая необходимость материалами дела не подтверждена.
Отказывая в удовлетворении требований истца о понуждении включить в приложение к постановлению земельный участок, выкупить его, заключить соглашение и определить размер возмещения, суд исходил из того, что с требованием о выкупе земельного участка может обратиться только орган, принявший решение об изъятии земельного участка при условии не достижения соглашения о выкупе с собственником этого земельного участка, а у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать от уполномоченного органа выкупа у него этого земельного участка; доказательств невозможности использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным видом использования оставшегося в пользовании правообладателя земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м не представлено.
Суд апелляционной инстанции в полной мере соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы истца о том, что принадлежащий ей земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м невозможно использовать в соответствии с его назначением, в связи с чем он подлежит изъятию, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В силу пп. 4, 5, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Согласно части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Таким образом, разделить и изъять земельный участок возможно в случае, когда исходный земельный участок, соответствующий градостроительным регламентам, нормам отвода земель для конкретных видов деятельности, а также другими установленными требованиями к таким участкам, можно будет использовать в соответствии с существовавшим видом разрешенного использования.
Как указывалось выше, раздел земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м на земельные участки площадью "данные изъяты" кв. м и "данные изъяты" кв. м выполнен на основании документации по планировке территории, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 15 мая 2014 года N 286 в редакции приказа Агентства по архитектуре градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 1 декабря 2019 года N 50, которым утверждены изменения в Проект планировки территории с проектом межевания в его составе, предусматривающий размещение линейного объекта регионального значения "Реконструкции второй очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом) 1 этап строительства - от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда к городу Гурьевску".
Использование оставшегося земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м документацией по планировке территории не предусмотрено и он не вошел в границы зоны планируемого размещения автодороги и в коридор красных линий.
Данный Проект планировки территории с проектом межевания в его составе Кирдеевой А.П. в соответствующей части в судебном порядке не оспаривался, в связи с чем вновь образованный участок площадью "данные изъяты" кв. м, с учетом имеющихся обременений, которые в части имели место и до раздела земельного участка, возможно использовать в соответствии с его назначением - для ведения садоводства.
Указание истца на то, что вновь установленная охранная зона объекта электросетевого хозяйства (ВЛ 330 кВ) будет препятствовать использованию земельного участка, в том числе строительству садового дома и хозяйственных построек, подлежит отклонению.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018) утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила), которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
В силу пп. 2 и 4 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Согласно подп. "а" п. 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
В соответствии с подп. "а" п. 11 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Таким образом, в соответствии с указанными выше положениями Правил допускается строительство по согласованию с сетевой организацией в пределах охранных зон.
Таким образом, Кирдеева А.П. не лишена возможности использования своего земельного участка, попадающего в охранную зону, по его назначению, а также производить строительные и иные работы по согласованию с сетевой организацией.
Следует отметить и то, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, что не оспаривалось истцом.
Отмечает судебная коллегия и то обстоятельство, что установление охранной зоны (ВЛ 330 кВ) является не единственным обременением земельного участка, на котором уже ранее были установлены санитарно-защитная зона и охранная зона объектов электросетевого хозяйства.
В связи с изложенным, а также в связи с тем, что проект планировки не предусматривал изъятие у Кирдеевой А.П. всего принадлежавшего ей земельного участка, подлежат отклонению доводы истца о том, что проект планировки содержит в себе сведения, позволяющие изъять земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 5 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 4 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.