Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В, судей Елгиной Е.Г, Плотниковой Л.В, при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Утюлиной А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Украинской Натальи Викторовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) на решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 09 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Украинская Наталья Викторовна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее - УПФР) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, в котором с учетом уточнения заявленных требований просила признать незаконным решение УПФР от 15 марта 2018 года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в части:
отказа учесть периоды работы в качестве "данные изъяты" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, возложив обязанность зачесть указанные периоды работы в льготном исчислении;
отказа во включении в специальный стаж периодов работы "данные изъяты", возложив обязанность зачесть указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение;
отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы, имевших место в 2000 году, 2005 году, 2010 году, 2015 году, возложив обязанность включить эти периоды в специальный стаж в льготном исчислении, то есть 1 год работы как 1 год и 6 месяцев работы;
подсчета периодов работы в качестве "данные изъяты" в календарном, а не льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев), возложив обязанность произвести подсчет указанных периодов работы в льготном (а не календарном) исчислении, то есть 1 год работы как 1 год и 6 месяцев работы;
в части подсчета общей продолжительности стажа медицинской деятельности на момент обращения за пенсией в 27 лет 3 месяца 21 день, возложив обязанность учесть продолжительность стажа медицинской деятельности в 27 лет 8 месяцев 24 дня;
назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения.
В обоснование заявленных требований указала, что ее специальный стаж составляет более 30 лет. 28 августа 2017 года она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако решением от 15 марта 2018 года в установлении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано по причине недостаточности стажа. При исчислении продолжительности стажа ответчиком необоснованно были исключены периоды осуществления ею лечебной деятельности, часть их была исчислена в календарном, а не в льготном исчислении, неверно определена общая продолжительность специального стажа.
В судебное заседание суда первой инстанции истец при надлежащем извещении не явилась. Ее представитель адвокат Рогозина Е.В, действующая на основании ордера, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Шепилова Т.В, действующая на основании доверенности, иск не признала, указала, что продолжительность специального стажа истца была пересмотрена, по заявлению истца вынесено решение от 08 апреля 2021 года.
Суд постановилрешение о частичном удовлетворении заявленных требований, признал незаконными решения ответчика от 15 марта 2018 года и от 08 апреля 2021 в части отказа во включении в специальный стаж истца периодов работы: с 26 августа 1996 года по 24 декабря 1996 года и с 10 февраля 1997 года по 17 апреля 1997 года в льготном порядке исчисления - 1 год как 1 год и 3 месяца; с 30 июня 1997 года по 02 декабря 1997 года; с 11 сентября 2005 года по 12 октября 2005 года, с 13 сентября 2010 года по 10 октября 2010 года, с 01 октября 2015 года по 05 октября 2015 года; возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца периоды работы: с 26 августа 1996 года по 24 декабря 1996 года, с 30 июня 1997 года по 02 декабря 1997 года в льготном порядке исчисления - 1 год как 1 год и 3 месяца; с 11 сентября 2005 года по 12 октября 2005 года, с 13 сентября 2010 года по 10 октября 2010 года, с 01 октября 2015 года по 05 октября 2015 года - в льготном порядке исчисления - 1 год как 1 год и 6 месяцев. В удовлетворении остальной части иска, в том числе по включении в специальный стаж иных периодов работы и возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости со дня обращения за ее назначением - отказал. Взыскал с УПФР в пользу Украинской Н.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об отказе в иске, указывая, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитаны в календарном исчислении и не могут быть засчитаны в льготном исчислении периоды работы в должности "данные изъяты", так как документально не подтверждено, что работа истицы протекала в сельской местности. При рассмотрении документов в связи с обращением истца, за назначением досрочной страховой пенсии не удалось установить принадлежность местонахождения больницы, в которой работала Украинская Н.В. к сельской местности. Также в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении не может быть зачтен период работы в должности "данные изъяты" так как на записи об увольнении в трудовой книжке стоит печать, текст в оттиске которой не читаем. Считает, что справка, выданная НУЗ "Узловая больница на станции Орск", не может быть принята во внимание для подтверждения как общего (трудового) стажа, так и стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, так как в ней отсутствуют сведения о правопреемстве (реорганизации) НУЗ "Узловая больница на станции Орск" со ссылкой на соответствующие первичные документы (распоряжения, приказы). Учитывая изложенное, полагает, что истцу по состоянию на 28 августа 2017 года на основании имеющихся в распоряжении пенсионного органа документов было обоснованно отказано во включении в специальный страховой стаж оспариваемых периодов работы и в назначении досрочной страховой пенсии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны при надлежащем извещении не явились. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
В силу частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что апелляционная жалоба подана ответчиком и решение суда обжалуется им только в части удовлетворенных судом исковых требований, судебная коллегия считает возможным проверить решение суда лишь в обжалуемой части и по доводам, изложенным в тексте апелляционной жалобы УПФР.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 августа 2017 года Украинская Н.В. обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 47-49, том 1).
Решением от 15 марта 2018 года Украинской Н.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По расчетам ответчика продолжительность стажа медицинской деятельности как по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, так с учетом норм постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П и постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 составила 27 лет 03 месяца 21 день. Величина индивидуального пенсионного коэффициента - 41, 571 (л.д. 27-34 том 1).
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по наиболее выгодному варианту исчисления стажа с учетом норм постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2002 года N 2-П, путем последовательного применения нормативных правовых актов, действующих в период выполнения работы, засчитаны:
По постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464:
с 12 июля 1994 года по 09 января 1996 года в качестве "данные изъяты" (в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца);
с 26 августа 1996 года по 24 декабря 1996 года и с 10 февраля 1997 года по 17 апреля 1997 года в качестве "данные изъяты";
с 03 декабря 1997 года по 31 октября 1999 года в качестве "данные изъяты" (в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев);
По постановлению Правительства Российской Федерации 22 сентября 1999 года N 1066:
с 01 ноября 1999 года по 05 июля 2001 года, с 01 ноября 2002 года по 11 ноября 2002 года в качестве "данные изъяты" (в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев);
По постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781:
с 12 ноября 2002 года по 02 марта 2003 года, с 01 января 2004 года по 03 февраля 2004 года, с 06 февраля 2004 года по 06 июня 2004 года, с 08 июня 2004 года по 26 октября 2004 года, с 28 октября 2004 года по 31 декабря 2004 года в качестве "данные изъяты" в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев);
с 01 января 2005 года по 10 сентября 2005 года, с 13 октября 2005 года по 10 февраля 2008 года, с 27 октября 2008 года по 08 августа 2010 года, с 11 августа 2010 года по 12 сентября 2010 года, с 11 октября 2010 года по 29 июля 2011 года в качестве "данные изъяты"" (в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев);
с 18 августа 2011 года по 06 марта 2013 года, с 08 марта 2013 года по 10 марта 2013 года, с 12 марта 2013 года по 14 апреля 2013 года, с 23 апреля 2013 года по 30 сентября 2015 года, с 06 октября 2015 года по 28 августа 2017 года в качеств "данные изъяты"".
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не засчитаны периоды:
с 26 августа 1996 года по 24 декабря 1996 года и с 10 февраля 1997 года по 17 апреля 1997 года в качестве "данные изъяты", поскольку документально не подтверждено, что работа в указанные периоды протекала в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), поэтому указанные периоды не могут быть учтены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении 1 год работы как год и 3 месяца;
с 30 июня 1997 года по 02 декабря 1997 года в качестве "данные изъяты", поскольку текст в оттиске печати на записи об увольнении в трудовой книжке не читаем, справка от 31 января 2017 года N 315, выданная НУЗ "Узловая больница на станции Орск", не может быть принята во внимание для подтверждения как общего трудового (страхового) стажа, так и стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в ней отсутствуют сведения о правопреемстве (реорганизации) со ссылкой на соответствующие приказы (распоряжения) НУЗ "Узловая больница на станции Орск" Линейной больницы на ст. Айдырля;
с 06 июля 2001 года по 31 октября 2002 года и с 03 марта 2003 года по 31 декабря 2003 года периоды ухода за детьми, 01 мая 2001 и 28 декабря 2002 года рождения, поскольку Правилами от 11 июля 2002 года N 516 не предусмотрено их включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости;
с 04 по 05 февраля 2004 года, 07 июня 2004 года, 27 октября 2004 года, с 11 по 26 февраля 2008 года, с 09 по 10 августа 2010 года, 07 марта 2013 года, 11 марта 2013 года, с 15 по 22 апреля 2013 года и с 01 по 05 октября 2015 года - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, поскольку Правилами от 11 июля 2002 года N 516 не предусмотрено их включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; выпиской из индивидуального лицевого счета на Украинскую Н.В. подтверждено предоставление отпуска без сохранения заработка в 2004 и в 2008 годах, а вышеуказанные периоды за 2010, 2013, 2015 годы подтверждены как периоды без указания кода медицинской деятельности 28- ГД, 27-ГД;
с 11 сентября 2005 года по 12 октября 2005 года, с 13 сентября 2010 года по 10 октября 2010 года и с 01 по 05 октября 2015 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы, поскольку Правилами от 11 июля 2002 года N 516 не предусмотрено их включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; сведениями индивидуального (персонифицированного) учета периоды с 11 сентября 2005 года по 12 октября 2005 года, с 13 сентября 2010 года по 10 октября 2010 года подтверждены как работа на общих основаниях без указания кода медицинской деятельности 28-ГДХР, 27-ГДХР, период с 01 по 05 октября 2015 года с кодом 27-ГДХР на 0, 5 ставки.
08 апреля 2021 года УПФР было принято еще одно решение по заявлению Украинской Н.В. от 28 августа 2017 года, которым исключен из страхового (общего трудового) стажа истца период работы с 30 апреля 1997 года по 02 декабря 1997 года; в установлении пенсии досрочной страховой пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующий видах работ (л.д. 226-229 том 1).
Указанным решением УПФР было скорректировано решение от 15 марта 2018 года в части подсчета стажа медицинской деятельности, которая по подсчетам ответчика как по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, так с учетом норм постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П и постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 составила 28 лет 03 месяца 21 день. Величина индивидуального пенсионного коэффициента - 41, 571. Относительно включенных периодов в специальный стаж изменения внесены не были.
Установив, что в испрашиваемые периоды с 09 по 10 августа 2010 года, 07 марта 2013 года, 11 марта 2013 года, с 15 по 22 апреля 2013 года и с 01 по 05 октября 2015 года истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы и медицинскую деятельность не осуществляла, суд отказал во включении спорных периодов в специальный стаж. Поскольку ответчиком периоды работы с 18 августа 2011 года по 06 марта 2013 года, с 08 марта 2013 года по 10 марта 2013 года, с 12 марта 2013 года по 14 апреля 2013 года, с 23 апреля 2013 года по 30 сентября 2015 года, с 06 октября 2015 года по 28 августа 2017 года в качеств "данные изъяты", период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 марта 2000 года по 25 апреля 2000 года были включены в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев, суд отказал и в удовлетворении данных требований.
Решение суда в части указанных исковых требований в удовлетворении которых истцу было отказано, сторонами не обжалуется, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Удовлетворяя исковые требования Украинской Н.В. о включения в специальный стаж периода с 26 августа 1996 года по 24 декабря 1996 года, с 10 февраля 1997 года по 17 апреля 1997 года в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что истец работала в качестве "данные изъяты", которая находилась в сельской местности, в связи с чем пришел к выводу, что ответчиком неправомерно включены указанные периоды лишь в календарном исчислении, а не в льготном 1 год как 1 год 3 месяца исчислении.
Разрешая исковые требования в части включения периода работы с 30 июня 1997 года по 02 декабря 1997 года, суд первой инстанции установив, что Украинская Н.В. в указанный спорный период работала "данные изъяты", на полную ставку, что подтверждено не только записями, внесенными в трудовую книжку, но и справкой, выданной правопреемником работодателя, местность на которой располагалась ст. Айдырля относится к сельской, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения данного периода в специальный стаж истца как в календарном так и в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца.
Установив, что в испрашиваемый период нахождения истца на курсах повышения квалификации, она осуществляла медицинскую деятельность в должности "данные изъяты", работа в которых была включена ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, суд пришел к выводу, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы усовершенствования, и исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, поскольку в спорные периоды истец продолжала работать и за ней сохранялась рабочее место, заработная плата.
Учитывая, что с учетом включенных судом периодов специальный стаж истца составил менее требуемых 30 лет, он отказал в удовлетворении иска в части назначения досрочной страховой пенсии и возложения на ответчика обязанности назначить такую пенсию с 28 августа 2017 года, то есть с даты обращения за ней.У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, правильном применении норм материального и процессуального права.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с редакцией, действующей на момент обращения истца в пенсионный орган, статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 этого же Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, действовавшим до 01 ноября 1999 года, предусмотрено, что право на льготное исчисление сроков выслуги - один год работы за один год и шесть месяцев имеют врачи-хирурги всех наименований и средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, действовавшим с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, предусмотрены должности: медицинская сестра, медицинская сестра палатная (или постовая), медицинская сестра приемного отделения (или приемного покоя), операционная медицинская сестра, медицинская сестра процедурной; лечебные учреждения - больницы, поликлиники.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Подпунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, действующих в настоящее время, предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Как следует из записей, внесенных в трудовую книжку истца, "данные изъяты" (л.д. 15-19, 53-60 том 1).
Из справке N 315 от 31 января 2017 года, выданной НУЗ "Узловая больница на станции Орск ОАО РЖД" (л.д. 64-65 том 1), следует, что Украинская Н.В. работала в "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
За указанные периоды работы имели место отпуска без сохранения заработной платы: с 04 по 05 февраля 2004 года, 07 июня 2004, 27 октября 2004 года, с 11 - 26 февраля 2008 года; с 09 по 10 августа 2010 года; курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы: с 11 сентября 2005 года по 12 октября 2005 года, с 13 сентября 2010 года по 10 октября 2010 года; учебных отпусков не имелось.
За период работы имели место следующие переименования учреждения: Приказ N 68/н от 05 марта 2002 года ГУЗ "Отделенческая больница станции Орск" ФГУП ЮУЖД МПС РФ; Приказ N 149 от 08 сентября 2003 года - ГЛПУ "Отделенческая больница на станции Орск ЮУЖД; Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года N 585 с 01 января 2005 года реорганизована в НУЗ "Узловая больница на ст. Орск ОАО РЖД".
Аналогичные сведения о переименовании учреждения указанные в вышеуказанной справке N 315 от 31 января 2017 года содержит и справка N 318 от 02 февраля 2017 года, выданная НУЗ "Узловая больница на станции Орск ОАО РЖД" (л.д. 66 том 1), и справка N 119 от 19 ноября 2020 года, выданная правопреемником НУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Орск" (л.д. 138 том 1).
Согласно справке Главы администрации муниципального образования Адамовского района Оренбургской области N 858 без даты, с 1959 года по 1999 год Адамовка имела административное значение - районного центра, наименование - рабочий поселок. С 1999 года согласно Постановлению Законодательного собрания Оренбургской области N 207/37-ПЗС от 19 февраля 1999 года, п. Адомовка переведена в категорию сельского населенного пункта (л.д. 68 том 1).
Как следует из ответа администрация муниципального образования Кваркенского района Оренбургской области N 150 от 21 января 2021 года на судебный запрос суда первой инстанции, станция Айдырля в период с 1996 года по 1997 годы относилась к территории поселка Красноярский, который входил в состав Кваркенского района, являющегося административно-территориальной единицей, входящей в состав Оренбургской области. Местность, на которой в период 1996-1997 годы располагалась станция Айдырля, относилась к сельской местности (л.д. 174 том 1).
Оценив в совокупности представленным в материалы дела судебная коллегия признает верными выводы суда первой инстанции в части того, что работа истца в "данные изъяты" протекала в местности, которая относится к сельской, в связи с чем подлежат включению в медицинский стаж в льготном исчислении 1 год работы как год и 3 месяца. Поскольку периоды такой работы с 26 августа 1996 года по 24 декабря 1996 года и с 10 февраля 1997 года по 17 апреля 1997 года были включены ответчиком в календарном исчислении, суд правомерно возложил на ответчика обязанность включить данные периоды в льготном исчислении; учитывая, что период работы с 30 июня 1997 года по 02 декабря 1997 года ответчиком не был включен в специальный стад, суд обосновано возложил на ответчика обязанность зачесть его также в льготном исчислении.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы ответчика об отсутствии доказательств, свидетельствующих о работе истца в местности, относящейся к сельской местности, судебной коллегией отклоняются, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами.
В целом доводы апелляционной жалобы дублируют позицию ответчика, изложенную как в решении об отказе в назначении пенсии, так и при рассмотрении дела судом первой инстанции, они не являются основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения как в части включенных периодов работа, так и в части периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, поскольку являются необоснованными.
Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавших до 31 декабря 2011 года, правом на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации обладали лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", применявшегося до 15 октября 2011 года, повышение квалификации для медицинского работника являлось обязательным требованием и имело целью выявление соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Согласно пункту 3 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившего в силу с 01 января 2012 года, медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (части первая и четвертая статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с действовавшим ранее законодательством в случае направления работников на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы за них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование (статья 112 Кодекса законов о труде РСФСР).
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Как указывалось выше обстоятельства нахождения Украинской Н.В. в спорные периоды с 11 сентября 2005 года по 12 октября 2005 года, с 13 сентября 2010 года по 10 октября 2010 года на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы подтверждается справкой N 315 от 31 января 2017 года, выданной НУЗ "Узловая больница на станции Орск ОАО РЖД" (л.д. 64-65 том 1).
Обстоятельства нахождения истца на таких курсах в период с 01 октября 2015 года по 05 октября 2015 года, подтверждаются справкой N 166 АНО "Центральная медико-санитарная часть" (л.д. 70 том 1).
В связи с тем, что за время нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялись рабочее место и заработная плата, с которой работодателем уплачивались взносы на государственное социальное страхование, повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием работы, исходя из системного толкования приведенных выше положений законодательства, данные периоды подлежали включению в специальный стаж истца на равных условиях с периодами осуществления лечебной деятельности.
Таким образом, суд обоснованно включил спорные периоды в специальный стаж Украинской Н.В. в льготном исчислении.
Верным является и вывод суда первой инстанции в части отсутствия оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с 28 августа 2017 года.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22).
Суд первой инстанции, определив продолжительность специального стажа истца на день обращения за пенсией с учетом включения в него спорных периодов, правомерно пришел к выводу об отсутствии у Украинской Н.В. права на досрочную страховую пенсию по старости на день обращения за ней.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда и находит их законными и обоснованными. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 09 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 27 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.