Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Смирновой О.В, судей Нестеровой А.А, Широкова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7600/2019 по иску Тревогиной Татьяны Михайловны к акционерному обществу "Вологдагортеплосеть" (далее - АО "Вологдагортеплосеть"), открытому акционерному обществу "Фрязиново" (далее - ОАО "Фрязиново") о перерасчёте платы за коммунальные услуги по кассационной жалобе Тревогиной Т.М. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 24 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 5 февраля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тревогина Т.М. обратилась в суд с иском к АО "Вологдагортеплосеть", ОАО "Фрязиново", уточнив исковые требования, просила АО "Вологдагортеплосеть" произвести перерасчёт задолженности по оплате отопления и подогрева воды по состоянию на 31 августа 2019 г. путём списания долга, ОАО "Фрязиново" произвести перерасчёт задолженности по оплате содержания жилого помещения, водоснабжения и электроснабжения на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по состоянию на 31 августа 2019 г. путём списания долга ввиду установления в квартире индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 24 октября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Вологодского областного суда от 5 февраля 2020 г, в удовлетворении исковых требований Тревогиной Т.М. отказано.
В кассационной жалобе Тревогиной Т.М. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский
Судами при рассмотрении дела установлено, что собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"А, "адрес" (далее - жилое помещение, квартира), являются Тревогина Т.М. (1/6 доля), Тревогина Е.М. (1/2 доля), несовершеннолетняя Сухотская Д.В. (1/6 доля). В жилом помещении зарегистрированы Тревогина Е.М, Широкова С.В. и несовершеннолетние Сухотская Д.В, Широков А.С, Аксенов И.А.
Функции управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома выполняет ОАО "Фрязиново", поставку тепловой энергии осуществляет АО "Вологдагортелосеть".
Согласно акту допуска индивидуальные приборы учёта холодного и горячего водоснабжения введены в эксплуатацию в августе 2005 г. Согласно метрологическим паспортам приборов учёта периодичность поверки счётчика воды типа СВ -15Х N составляет один раз в шесть лет, счётчика воды типа СВ - 15Г N - один раз в пять лет.
В соответствии с актом допуска индивидуального прибора учёта в эксплуатацию счётчики воды заменены и установлены новые по типу ЭК015, определён срок эксплуатации с 11 сентября 2019 г. по 4 декабря 2023 г.
По состоянию на 31 января 2019 г. за собственниками и членами семьи собственников квартиры значится задолженность за содержание жилого помещения, водоснабжение и электроснабжение на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за антенну в размере 85 484, 31 руб, за подогрев воды и отопление 144 067, 44 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Тревогиной Т.М, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), пунктами 31, 34, 59, 60, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), принимая во внимание, что индивидуальные приборы учёта воды введены в эксплуатацию 11 сентября 2019 г, пришёл к выводу, что начисление платы за холодное и горячее водоснабжение по норме потребления за спорный период соответствует действующему законодательству. Актов о фиксировании предоставления услуг ненадлежащего качества не имеется. Непроживание Тревогиной Т.М. в жилом помещении в силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию жилья и оплаты коммунальных расходов пропорционально доли в праве на имущество, находящееся в общей долевой собственности.
Самовольно демонтированные радиаторы отопления в одной из комнат в квартире также не являются обстоятельством, с которым законодатель связывает освобождение собственника от оплаты за коммунальный ресурс и, как следствие, не влечёт обязанности по перерасчёту начисленной задолженности.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда указала, что поскольку поверка индивидуальных приборов учёта в установленный межповерочный интервал не проведена, равно как и не передавались в последующем показания индивидуальных приборов учёта, действия управляющей и ресурсоснабжающих организаций по начислению платы за холодное и горячее водоснабжение, отопление по нормативу потребления коммунальной услуги правомерны и соответствуют положениям пунктов 42, 59 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу части 1 статьи 153, части 4 статьи 154, части 11 статьи 155, частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса федеральный законодатель, возлагая на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и определяя в связи с этим структуру платы за коммунальные услуги, одновременно предписывает, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учёта рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В настоящее время порядок расчёта и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, определяется Правилами N 354.
Согласно пункту 1 Правил N 354 под нормативом потребления коммунальной услуги понимается количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, применяемый для расчёта платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учёта.
В силу пунктов 86, 87, 90 и 97 указанных Правил при временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, осуществляется перерасчёт размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчёту в том случае, если осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению. Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение. Результаты перерасчёта размера платы за коммунальные услуги отражаются: а) в случае подачи заявления о перерасчёте до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе.
Из изложенного следует, что временное, более пяти полных календарных дней подряд, отсутствие потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, не предполагает перерасчёта размера платы за предоставленную потребителям в других жилых помещениях, не оборудованных индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, коммунальную услугу.
Указанные действия собственником не совершены и, как следствие, оснований для перерасчёта не имеется.
Доводы кассационной жалобы о непроживании истца в квартире с 2014 г, допущенных ответчиками нарушениях качества предоставления коммунальных услуг и иные доводы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, позиции истца в суде апелляционной инстанции, выражают несогласие с данной судом оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 24 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 5 февраля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тревогиной Татьяны Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.