Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белинской С.В, судей Рогачевой В.В, Шкарупиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-756/2020 по иску Горелова Сергея Юрьевича к государственномуучреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонному) о включении периодапрохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера иперерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе государственного учреждения - УправлениеПенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога РеспубликиКарелия на апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 декабря2020 г.
Заслушав доклад судьи Белинской С.В,
УСТАНОВИЛА:
Горелов С.Ю. обратился в суд с иском к государственномуучреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонному) (далее ГУ-УПФ в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное)) о включении периодапрохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера иперерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением ГУ - УПФ в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) от 13 марта 2020 г. ему отказано в повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с тем, что период военной службы по призыву не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к нему территориях, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность применения ранее действующего законодательства при исчислении страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в целях установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. С таким решением истец не согласен, полагает, что имелись основания для установления повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В период с 10 ноября 1984 г. по 25 декабря 1987 г. проходил срочную воинскую службу в г. Гаджиево Мурманской области, после демобилизации в течение трех месяцев был трудоустроен на Кондопожский ЦБК. Просил суд обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву в армии с 10 ноября 1984 г. по 25 декабря 1987 г, а также произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом указанного периода с 1 апреля 2020 г.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 29 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 декабря 2020 г, иск удовлетворен частично.
ГУ - УПФ в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) обязано включить Горелову С.Ю. в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с 10 ноября 1984 г. по 25 декабря 1987 г. в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 1 апреля 2020 г. с учётом периода прохождения военной службы по призыву с 10 ноября 1984 г. по 25 декабря 1987 г. в района Крайнего Севера.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене апелляционного определения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такого характера нарушения с учетом доводов кассационной жалобы допущены судами нижестоящих инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, истец проходил непрерывную военную службу с 10 ноября 1984 г. по 25 декабря 1987 г. в в/ч 81247 Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны РФ войсковая часть 81247 впервые значится на 01 мая 1987 г. в составе войсковой части 90419 с дислокацией в губе Сайда Мурманской области.
Из трудовой книжки Горелова С.Ю. следует, что с 10 ноября 1984 г. по 25 декабря 1987 г. проходил службу в рядах Советской Армии, 25 февраля 1988 г. принят сушильщиком бумагоделательной машины на прежнее место работы - Кондопожский ЦБК, который в тот период времени не относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. При этом период работы истца на данном предприятии ответчиком засчитан в стаж работы, в том числе в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Ответчиком включен период прохождения военной службы по призыву только в страховой стаж истца.
10 марта 2020 г. истец обратился в ГУ - УПФ в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с прохождением срочной военной службы по призыву в районах Крайнего Севера.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 Мурманская область, за исключением г.Кандалакша с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского горсовета, относится к районам Крайнего Севера. Указом Президента РФ от 20 декабря 1993 г. N 2226 Кондопожский район Республики Карелия отнесён к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца и установлении истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов основанными на неверном применении норм материального права и несоответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 этого закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Положения статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ими правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принимая во внимание, что приведенные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 декабря 2020 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским деламВерховного Суда Республики Карелия от 18 декабря 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции -судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики
Карелия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.