Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Бросовой Н.В, Пияковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нестеренко Ольги Алексеевны на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-4236/2020 по иску Нестеренко Ольги Алексеевны к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, судебная коллегия
установила:
Нестеренко О.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указано, что истица, 26.02.1985 года рождения, жила с семьей в "адрес". В июле 1991 года её мать - ФИО5 умерла, отец злоупотреблял спиртными напитками. В 1995 году Нестеренко О.А. переехала к бабушке в г.Казань, где и была прописана. Заочным решением Вахитовского районного суда г.Казани от 19.06.2001г. отец - ФИО6 был лишен родительских прав, опекуном истицы и её сестры - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была назначена бабушка - ФИО8 на основании постановления Главы Администрации Вахитовского района г.Казани от 26.11.1996г. До совершеннолетия истице не было предоставлено жилого помещения как ребенку-сироте. Решением суда от 18.05.2015г. был удовлетворен иск её сестры ФИО7 к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении специализированного жилого помещения. Нестеренко О.А. обращалась в прокуратуру Вахитовского района г. Казани по вопросу нарушения ее жилищных прав, однако, согласно ответу от 03.08.2015г. каких-либо нарушений выявлено не было. Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от 30.03.2016г. ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с достижением 23 лет. Данный отказ нарушает права и законные интересы истицы. Нестеренко О.А. просила обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить специализированное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, в срок до 31.12.2020г.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 12 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований Нестеренко О.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2020 года решение суда оставлено без изменения.
Нестеренко О.А. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Нестеренко О.А. (до брака - Красильникова) родилась ДД.ММ.ГГГГ.
Мать истицы - ФИО9 умерла 05.07.1991г.
Заочным решением Вахитовского районного суда г.Казани от 19.06.2001г. отец истицы - ФИО6 лишен родительских прав.
Согласно постановлению Главы Администрации Вахитовского района г.Казани N от 26.01.1995г. опекуном Нестеренко О.А. назначена ее бабушка - ФИО8
Нестеренко О.А. с 22.02.1995г. зарегистрирована по адресу: "адрес", по месту жительства опекуна.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от 30.03.2016г. N истице отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), в том числе и право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Поскольку на момент обращения истицы с заявлением в Министерство образования и науки Республики Татарстан ее возраст составлял 31 год и в настоящее время она не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Суд также указал, что доказательств того, что Нестеренко О.А. с 18 до 23 лет письменно обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о включении, как ребенка-сироты, в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, заслуживающими внимания по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", принятого в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и определяющего порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам, социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Согласно постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 14 мая 2013 года N уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещения определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истице обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения ею возраста 23 лет.
Согласно письму Администрации Вахитовского и Приволжского районов г.Казани от 25.08.2020г. Нестеренко О.А. (ФИО10) состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в Администрации Вахитовского и Приволжского районов г.Казани с 14 июля 2004 года в составе семьи - бабушки ФИО8 Очередность за N.
Распоряжением Главы Администрации Вахитовского района Исполнительного комитета г. Казани от 24 ноября 2009 года Nр Нестеренко О.А. (ФИО10), проживающая по адресу: "адрес", общей площадью 43, 90 кв.м. (всего зарегистрировано 7 человек) признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что на момент исполнения Нестеренко О.А. 23 лет (2008 год) истица стояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Вместе с тем, каких-либо действий для принятия истицы на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом исполнительной власти предпринято не было.
Вывод суда апелляционной инстанции, что нахождение Нестеренко О.А. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма не является основанием для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истице жилого помещения специализированного жилищного фонда, основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны без учета правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлен факт постановки Нестеренко О.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года в Администрации Вахитовского и Приволжского районов г.Казани, то есть до достижения истицей 23-летнего возраста.
Суд апелляционной инстанции оставил указанные обстоятельства без внимания и правовой оценки, как и вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Нестеренко О.А.
Суд в силу части 2 статьи 12 и части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для правильного разрешения гражданских дел.
В связи с этим выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Нестеренко О.А. не могут быть признаны основанными на законе.
На основании изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2020 года отменить.
Гражданское дело N 2-4236/2020 по иску Нестеренко Ольги Алексеевны к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Н.В. Бросова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.