Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Кизирбозунц Т.Т, Арзамасовой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-8002/2020 по иску Назмутдиновой Лилии Магсумовны, действующей в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обеспечении ребенка-инвалида расходными материалами к инсулиновой помпе, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, судебная коллегия
установила:
Назмутдинова Л.М, действующая в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обеспечении ребенка-инвалида расходными материалами к инсулиновой помпе. Требования мотивированы тем, что дочь истицы - ФИО1 имеет статус ребенок-инвалид по заболеванию инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа, состоит на диспансерном учете с диагнозом сахарный диабет I типа в детской поликлинике ГБУЗ "Туймазинская центральная больница". 29.10.2019 года для обеспечения жизнедеятельности ФИО1 ей была установлена инсулиновая помпа Medtronic Paradigm VEO 754 с системой круглосуточного мониторинга гликемии в детской клинике ГБУЗ РДКБ М3 РБ за счет средств федерального бюджета в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Данная инсулиновая помпа интегрируется с системой непрерывного мониторинга, это терапевтическое лечение является комплексным. На фоне постоянного непрерывного мониторинга уровня глюкозы у дочери было достигнуто улучшение показателей гликимического профиля, состояния здоровья пациента. Для беспрерывной работы инсулиновой помпы необходимы: инфузионная система MiniMed Квик-сет ММТ-399/397 - в количестве 10 штук в месяц, резервуар MiniMed Paradigm REAL-Time ММТ332 Змл - в количестве 10 штук в месяц, сенсоры для системы непрерывного мониторинга Инлайт ММТ 7008 - в количестве 5 штук в месяц, месячное потребление подтверждается техническими характеристиками, рекомендованными производителем помпы, а также Информационным письмом ООО "Медтроник" от 18.01.2019г. Обеспечение ФИО1 расходными материалами к инсулиновой помпе осуществляется не в полном объеме, а именно, обеспечение сенсорами для системы непрерывного мониторинга Инлайт ММТ 7008 не осуществляется с 2019 года по настоящее время.
Для достижения компенсации основного заболевания и целевых значений гликированного гемоглобина и для того, чтобы не было осложнений на другие органы ребенка, необходим непрерывный мониторинг глюкозы (НМГ), который позволяет получить исчерпывающую информацию о низких и высоких показателях уровня глюкозы в крови, что невозможно определить путем измерения уровня глюкозы с помощью глюкометра. Министерством здравоохранения Республики Башкортостан отказано в бесплатном обеспечении сенсорами к системе непрерывного мониторинга инсулиновой помпы, в связи с тем, что они не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г..N-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг". С учетом уточненных исковых требований Назмутдинова Л.М. просила обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесплатно пожизненно обеспечивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic Paradigm VEO 754 - сенсорами ENLITE MMT7008 к системе непрерывного мониторинга инсулиновой Medtronic Paradigm VEO 754 в количестве 5 штук в месяц. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2020 года исковые требования Назмутдиновой Л.М. удовлетворены. Суд обязал Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечивать бесплатно ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходными материалами к инсулиновой помпе Medtronic Pardigm VEO 754, а именно сенсорами INLITE МММТ7008 к системе непрерывного мониторинга инсулиновой помпы Medtronic Pardigm VEO 754, в количестве пять штук в месяц, до отмены. Указано об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2021 года решение суда оставлено без изменения.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенок-инвалид по заболеванию инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа, состоит на диспансерном учете с диагнозом сахарный диабет I типа в детской поликлинике ГБУЗ "Туймазинская центральная больница" "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения жизнедеятельности ФИО1 была установлена инсулиновая помпа Medtronic Paradigm VEO 754 с системой круглосуточного мониторинга гликемии в условиях детской клиники ГБУЗ РДКБ М3 РБ за счет средств федерального бюджета в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Для беспрерывной работы инсулиновой помпы необходимы: инфузионная система MiniMed Квик-сет ММТ-399/397 - в количестве 10 штук в месяц, резервуар MiniMed Paradigm REAL-Time ММТ332 Змл - в количестве 10 штук в месяц, сенсоры для системы непрерывного мониторинга Инлайт ММТ 7008 - в количестве 5 штук в месяц, месячное потребление подтверждается техническими характеристиками, рекомендованными производителем помпы, а также информационным письмом ООО "Медтроник" от 18.01.2019 года.
По заключению эндокринолога от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендована инсулинотерапия по схеме. Рекомендовано постоянное суточное мониторирование гликемии крови (сенсоры).
Согласно информационному письму ООО "Медтроник" от 18.01.2019 года расходным материалом к инсулиновой помпе Medtronic Paradigm VEO с системой постоянного мониторирования глюкозы с принадлежностями является сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 (регистрационное удостоверение N P3H2013/785 от 04.07.2013), замену которого необходимо производить каждые 6 дней.
В ответе на обращение истицы в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан указано, что льготное обеспечение сенсорами для мониторинга гликемии действующим законодательством не предусмотрено. Непрерывный мониторинг глюкоз в помпе Медтроник - это дополнительная функция к инсулиновой помпе.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав ребенка-инвалида на охрану жизни и здоровья, поскольку обеспечение ФИО1 расходными материалами к инсулиновой помпе осуществляется не в полном объеме, а именно, обеспечение сенсорами для системы непрерывного мониторинга ИНлайт ММТ 7008 не осуществляется с 2019 года по настоящее время.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
При этом суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Республики Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2018 года была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, действовавшая в период оказания ФИО1 высокотехнологичной медицинской помощи по имплантации ей инсулиновой помпы.
Названная программа предусматривает, в том числе, предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа).
В период оказания ФИО1 высокотехнологичной медицинской помощи в виде имплантации ей инсулиновой помпы с системой круглосуточного мониторинга гликемии 29.10.2019 года помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N3053-р (позиция 207650).
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы, резервуара и сенсоров), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе (сенсоры) относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены ФИО1 бесплатно.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, медицинские расходные материалы, обязанность по обеспечению которых возложена на ответчика, необходимы дочери истицы для применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Доводы кассационной жалобы о том, что медицинские изделия для осуществления метода непрерывного мониторинга глюкозы не включены в перечень технических средств реабилитации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. N-р и в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2018г. 3053-р "Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг"), являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что инсулиновая помпа Medtronic Paradigm VEO 754 с системой круглосуточного мониторинга гликемии была установлена в связи с необходимостью круглосуточного мониторинга уровня глюкозы в крови, сенсоры для мониторирования глюкозы являются расходными материалами.
Доводы кассационной жалобы о необходимости соблюдения Минздравом РБ и ПСУ Техобеспечением М3 РБ требований Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем судебное решение об обеспечении изделием конкретного торгового наименования и его немедленного исполнения будет противоречить названному федеральному закону, судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку согласно информационному письму ООО "Медтроник" от 18.01.2019 года замену сенсора для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 необходимо производить каждые 6 дней.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Т.Т. Кизирбозунц
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.