Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" Полторацкого Н.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области N 332/05/20 от 23 октября 2020 года, решение судьи Кировского районного суда г. Курска от 2 февраля 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 6 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" (далее по тексту - ООО ГК"Промресурс", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области N 332/05/20 от 23 октября 2020 года ООО ГК "Промресурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Курска от 2 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Курского областного суда от 6 апреля 2021 года, постановление должностного лица от 23 октября 2020 года изменено в части назначенного наказания, снижен размер административного штрафа до 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель Общества Полторацкий Н.В. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении ООО ГК "Промресурс" по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В силу статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с положениями части 4 статьи 30.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ) в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Согласно части 2 статьи 30.1 приведенного выше Закона нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
Постановлением администрации города Курска от 8 октября 2018 года N 2308 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП "Курскводоканал" в централизованную систему водоотведения города Курска" утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП "Курскводоканал" в централизованную систему водоотведения г. Курска.
Как усматривается из материалов дела 27 марта 2017 года между МУП "Курскводоканал" с одной стороны и ООО ГК "Промресурс" заключен единый договор N 2521 холодного водоснабжения и водоотведения.
Предметом договора является, в том числе, прием МУП "Курскводоканал" сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обязанность абонента соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
5 октября 2020 года произведен отбор проб сточных вод ООО ГК "Промресурс" ТЦ "Европа 30" (г. Курск, ул. Вишневая, д.17А).
Согласно протоколу результатов анализа сточных вод, выполненного с 5 октября 2020 года по 10 октября 2020 года, произведены исследования в отношении 10 показателей состава сточных вод, из которых по 3-м видам имеется превышение предельно-допустимой концентрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО ГК "Промресурс" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения Общества к административной ответственности согласно названной норме.
Фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: единым договором холодного водоснабжения и водоотведения N 2521 от 27 марта 2017 года, протоколом об административном правонарушении, сообщением МУП "Курскводоканал" от 21 октября 2020 года комитету экологической безопасности и природопользования Курской области, протоколом результатов анализа сточных вод от 5 октября 2020 года, сообщением МУП "Курскводоканал" от 15 сентября 2020 года директору департамента экологической безопасности и природопользования по Курской области и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В доводах жалобы заявитель ссылается на тот факт, что Общество при сбросе вод в централизованную систему водоотведения не является природопользователем и не осуществляет воздействие на окружающую среду; организацией в соответствии с требованиями закона и заключенного договора при превышении ПДК загрязняющих веществ в составе сточных вод на основании расчета, производимого МУП "Курскводоканал", вносится плата за превышение установленных нормативов. Запрета на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов действующее законодательство не содержит.
Действительно, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно (пункт 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644.
Однако заявителем не учтено следующее.
Вопросы владения, пользования, распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности пунктами "в" и "д" статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункты 2, 22, 23 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Названный федеральный закон, разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов (статья 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Именно в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, охраны водных объектов от загрязнения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Таким образом, осуществление сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованную систему водоотведения с превышением предельно-допустимых концентраций является несоблюдением экологических требований при эксплуатации здания, строения, сооружения.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО ГК "Промресурс" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО ГК "Промресурс" в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области N 332/05/20 от 23 октября 2020 года, решение судьи Кировского районного суда г. Курска от 2 февраля 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 6 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Промресурс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя Полторацкого Н.В. - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.