Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Черновой Н.В, Потеминой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой В. В. к обществу с ограниченной ответственностью "Гелингенстрой" о понуждении к совершению определенных действий, денежной компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Гелингенстрой"
на решение Звенигородского городского суда Московской области от 9 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 октября 2020 г.
заслушав доклад судьи Черновой Н.В, судебная коллегия
установила:
Назарова В.В. обратилась в суд с иском к ООО "Гелингенстрой" о понуждении к совершению определенных действий, денежной компенсации морального вреда, штрафа, возмещении судебных расходов.
В обоснование исковых требований указала, что по договору участия в долевом строительстве она приобрела право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" застройщиком которого являлся ответчик. Принимая объект, истец обнаружила отсутствие прибора индивидуального учета используемой тепловой энергии. Полагала, что объект был передан с недостатками, которые подлежат устранению застройщиком, поскольку все жилые и нежилые помещения в вводимых в эксплуатацию объектах должны быть оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии в силу требовании п. 7 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 4 ст. 19 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Просила суд обязать ответчика установить в квартире, расположенной в МКД по адресу: "адрес" индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
Решением Звенигородского городского суда Московской области от 9 декабря 2019 г. исковые требования удовлетворены частично.
На ООО "Гелингенстрой" возложена обязанность совершить мероприятия по установке и подготовке к вводу в эксплуатацию индивидуального (поквартирного) прибора учета тепловой энергии в "адрес", расположенной в МКД по адресу: ФИО1 "адрес", в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
С ООО "Гелингенстрой" в пользу Назаровой В.В. взысканы денежные средства в сумме 3 266, 84 руб, в том числе: - компенсация морального вреда -2 000 руб, штраф - 1 000 руб, судебные издержки - 266, 84 руб.
С ООО "Гелингенстрой" в доход бюджета муниципального образования "Городской округ Одинцово" взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 октября 2020 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Гелингенстрой" подана кассационная жалоба, в которой просит отменить названные выше судебные постановления как незаконные.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такие нарушения при разрешении настоящего дела судами допущены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Назарова В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора участия в долевом строительстве от 13 марта 2017 г.
Строительство указанного многоэтажного жилого дома переменной этажности с подземным паркингом и объектами инженерного обеспечения осуществлялось ООО "Гелингенстрой".
11 июля 2018 г. застройщику ООО "Гелингенстрой" выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, утвержденное Распоряжением Главгосстройнадзора Московской области.
14 августа 2018 г. ООО "Гелингенстрой" выдано разрешение N R250-49 11502-2018 на ввод в эксплуатацию указанного многоэтажного жилого дома переменной этажности с подземным паркингом и объектами инженерного обеспечения.
Управляющей компанией МКД является ООО "УК- Стройпромавтоматика".
Проектная документация разрабатывалась ЗАО "Стройпромавтоматика" по заданию заказчика ООО "Гелингестрой".
В соответствии с корректировкой к проектной документации п. 5.4.1. "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети", шифр 19/06-05.4.1 -ОВ), Положительное заключение экспертизы N 77-2-1-3-0240-17 от 30 октября 2017 выполнено ООО "Центр Экспертных Решений", в соответствии с п. 4.1.1. "Отопление жилых квартир, апартаментов и мест общего пользования" - "Для отопления предусматривается двухтрубная система отопления с установкой распределительных коллекторов на каждом этаже, поквартирных узлов учета тепла и последующей горизонтальной разводкой труб до приборов отопления в конструкции пола. Данное техническое решение позволяет: отключить только одну квартиру в случае аварии; установить индивидуальные тепловые счетчики и осуществить оплату за фактически потребленную тепловую энергию.
Трубы системы отопления от индивидуального прибора тепловой энергии до стояков прокладываются под потолком подвального этажа. Главные стояки системы отопления прокладываются в специальных нишах, расположенных в коридорах. На поэтажных коллекторах системы-отопления устанавливаются запорная, регулирующая арматура, фильтры тонкой очистки и отечественные квартирные теплосчетчики "Пульсар" или аналог. Поквартирные счетчики тепловой энергии приобретаются и устанавливаются жильцами самостоятельно после сдачи дома в эксплуатацию... ".
Судом установлено, что индивидуальный (поквартирный) прибор учета тепловой энергии для жилого помещения N 155 отсутствует.
10 июля 2019 г. истцом в адрес ответчика была направлена претензия, с требованием устранить в десятидневный срок недостатки объекта, путем установки индивидуального приборов учета потребляемой тепловой энергии, данные требования удовлетворены не были.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 11, 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона N 214 "Об участии в долевом строительстве", ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 151 ГК РФ, исходил из того, что строительство многоквартирного жилого дома осуществлялось на основании проектной документации, предусматривавшей установку поквартирных приборов учета тепловой энергии "Пульсар" или их аналога, законодательством об энергосбережении установлена обязанность застройщика оснащать многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 после осуществления строительства, индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, пришел к выводу о том, что со стороны ответчика имеется бездействие, связанное с неустановлением приборов учета, и о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности выполнить мероприятия по установке приборов учета тепловой энергии в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, а также о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.
Довод ответчика о том, что истица приняла согласно акту приема-передачи указанную квартиру, а значит, обязана приобрести и установить за свой счет приборы учета используемой тепловой энергии, не принят судами во внимание, как противоречащий действующему законодательству.
Довод ответчика о том, что установление ИПУ должно носить заявительный характер, а соответствующих заявок от нанимателей жилых помещений по договору социального найма с января 2017 г. не поступало, также не принят судами во внимание, так как обязанность по оснащению ИПУ многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию как на день вступления в силу Закона, так и после этого дня, прямо предусмотрена указанным Законом (часть 2 статьи 13).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит, что с указанными выводами судов нельзя согласиться по следующим основаниям.
Возражая относительно заявленных требований, ООО "Гелингенстрой" ссылалось на отсутствие в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве жилого комплекса от 22 декабря 2017 г, с проектной документацией обязательств у общества по оснащению квартиры истца индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения.
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).
В соответствии с ч. 7 ст. 13 данного Закона здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в ч. ч. 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее Правила N 354), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
При этом, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2016 г. N 2174-О разъяснено, что положения части 7 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающие правило об обязательном оснащении индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, и статьи 49 данного Федерального закона о порядке его вступления в силу, определяющие момент начала действия указанного правила, подлежат применению во взаимосвязи с нормами статьи 48 "Заключительные положения" того же Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 ее части 1 требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с данным Федеральным законом, не применяются к зданиям, строениям, сооружениям, строительство (реконструкция, капитальный ремонт) которых осуществляется в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований.
Из приведенных взаимосвязанных положений следует, что федеральный законодатель в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий и исходя из необходимости обеспечения стабильности правового положения участников градостроительной деятельности и исключения придания обратной силы требованиям части 7 статьи 13 и статьи 49 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определилмоментом начала действия указанных требований 1 января 2012 г.
В материалах дела отсутствует первичная проектная документация.
В силу вышеприведенных норм права, для установления обязанности застройщика по оснащению многоквартирного дома, вводимого в эксплуатацию в 2018 г. после осуществления строительства, индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии судам необходимо было установить дату утверждения первичной проектной документации или направления ее на государственную экспертизу для получения положительного заключения было.
От установления данных обстоятельств зависело принятие судом решения по заявленным требованиям.
Между тем суды в нарушение части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не определили указанные обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.
На основании части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В связи с чем, выводы судов о возложении на ответчика обязанности по возмещению расходов истца по установке ИПУ энергетических ресурсов следует признать преждевременными.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 октября 2020 г. отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.