Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2021 года гражданское дело N2-2699/2020 по иску Сафоновой ФИО8 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонному) о признании права на получение единовременной выплаты
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонного)
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 февраля 2021 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Сафонова А.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонному) о признании права на получение единовременной выплаты в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в размере 75 000 рублей.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований Сафоновой А.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 февраля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Сафоновой А.И. удовлетворены. Признано за Сафоновой А.И, право на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в размере 75 000 рублей. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) возложена обязанность произвести Сафоновой А.И. единовременную денежную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в размере 75 000 рублей.
В поданной кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сафонова А.И. является пенсионером по возрасту, а также вдовой инвалида и участника Великой Отечественной войны Сафонова Ю.Н, в связи с чем пользуется соответствующими льготами, что подтверждено справкой Муниципального учреждения "Центра социальной помощи населению Володарского района".
Сафонов Ю.Н. являлся участником Великой Отечественной войны, о чем ему выдавалось удостоверение ветерана Великой Отечественной войны N И-243820 от 19 декабря 1989 года, дающее право на льготы.
Как следует из военного билета НМ N 1029194, карточки учета участника Великой Отечественной войны, справки Военного комиссара города Дзержинск и Володарского района Нижегородской области Сафонов Ю.Н. проходил службу в рядах Советской армии с 13 марта 1951 года, и принимал непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья с марта по декабрь 1951 года в составе воинской части 3404 (260 СП ВВ "МВД").
Сафонова Ю.Н. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) за единовременной выплатой в размере 75 000 рублей в соответствии с Указом Президента РФ от 7 февраля 2020 года N 100, однако ей отказано, в связи с тем, что граждане, принимавшие участие в боевых действиях после окончания Великой Отечественной войны после 1945 года, не относятся к категории лиц, обладающих правом на получение указанных денежных выплат.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Сафоновой А.И. о признании права на получение единовременной выплаты, суд первой инстанции, исходил из того, что Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" распространяется только непосредственно на инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, участники других боевых действий, в том числе, участники боевых действий с 13 марта 1951 года по ликвидации националистического подполья, к такому кругу лиц не относятся.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя исковые требования Сафоновой А.И. о признании права на получение денежных выплат, суд первой инстанции исходил из того, что супруг истца Сафонов Ю.Н. являлся участником Великой Отечественной войны и относился к ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Сафонов Ю.Н. имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонного) в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Сафонова А.И. ссылается на то, что ее умерший супруг Сафонов Ю.Н, как участник боевых действий, отнесен к категории военнослужащих, поименованных в подпункте "е" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и N 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" постановлено произвести в апреле - мае 2020 года единовременную выплату следующим категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике: а) инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75 000 рублей; б) ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 50 000 рублей.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100).
Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которыми в рамках реализации этого Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N100, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе.
Поскольку период участия Сафонова Ю.Н. в боевых операциях по ликвидации националистического подполья с марта по декабрь 1951 года в составе воинской части 3404 (260 СП ВВ "МВД") не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, судебная коллегия считает, что право Сафоновой А.И. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", в соответствии с которыми осуществляется единовременная выплата за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод суда об удовлетворении требований Сафоновой А.И. об обязанности произвести единовременную выплату в размере 75 000 рублей на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 февраля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Нижегородский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.