Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника закрытого акционерного общества "Курорт Усть-Качка" Зорина С.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края "данные изъяты" от 10 ноября 2020 года, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 21 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества "Курорт Усть-Качка",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края "данные изъяты" от 10 ноября 2020 года (N 08-05/6пс/2020), оставленным без изменения решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 21 декабря 2020 года (N 12-579/2020), ЗАО "Курорт Усть-Качка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Определением судьи Пермского краевого суда от 20 февраля 2021 года отказано в удовлетворении ходатайства защитника ЗАО "Курорт Усть-Качка" Зорина С.А. о восстановлении срока обжалования решения судьи Пермского районного суда Пермского края от 21 декабря 2020 года.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, на вступившие в законную силу вышеуказанные постановление и судебный акт, защитник ЗАО "Курорт Усть-Качка" Зорин С.А. просит их отменить, указывая на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно ч. 1, абз. 1, 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п. 1, 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Охраняемый ландшафт "Усть-Качкинский", расположенный в границах Усть-Качкинского сельского поселения Пермского района Пермского края, постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года N 64-п включен в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением биологических охотничьих заказников.
Режим особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения для охраняемых ландшафтов включает запрет размещения, хранения и утилизации промышленных и бытовых отходов (п 4.1.2 Режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, утв. постановлением Правительства Пермского края от 28 марта 2008 года N 64-п).
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 мая 2020 года N СЭД-30-01-02-37 "Об утверждении планового (рейдового) задания" уполномоченным лицом Министерства 15 июня 2020 года осуществлен выезд на особо охраняемую природную территорию регионального значения - охраняемый ландшафт "Усть-Качкинский". В ходе осмотра выявлена свалка строительного мусора на особо охраняемой природной территории и в ее границах (квартал 33 Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества) вблизи дороги на д. Одино.
В соответствии с информацией администрации Усть-Качкинского сельского поселения несанкционированная свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", находящемся в пользовании ЗАО "Курорт Усть-Качка" на основании договора аренды от "данные изъяты", а также на земельном участке вблизи лесного массива на землях, государственная собственность на которые не разграничена, используемом ЗАО "Курорт Усть-Качка".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 15 октября 2020 года в отношении ЗАО "Курорт Усть-Качка" протокола об административном правонарушении, а в дальнейшем для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколом об административном правонарушении от 15 октября 2020 года (л.д. 13-15), постановлением о назначении административного наказания от 10 ноября 2020 года (л.д. 6-12), актом планового (рейдового) осмотра от 15 июня 2020 года с прилагаемыми фотографиями, письмом администрации Усть-Качкинского сельского поселения от 27 июня 2020 года N 927/1; письмами администрации Усть-Качкинского сельского поселения N 787, 788 от 07 июля 2020 года, N 927/1 от 27 июня 2020 года, N 887 от 02 сентября 2020 года, актом осмотра земельного участка от 21 июля 2020 года, выпиской из ЕГРН от 06 июля 2020 года, письменными пояснениями ЗАО "Курорт Усть-Качка", а также иными материалами дела, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Так, из письма администрации Усть-Качкинского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края от 02 сентября 2020 года следует, что свалка строительного мусора на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" ликвидирована после направления администрацией в ЗАО "Курорт Усть-Качка" письма от 07 июля 2020 года о принятии мер по ликвидации свалки на указанном участке.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности ЗАО "Курорт Усть-Качка" в совершении административного правонарушения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, деяние ЗАО "Курорт Усть-Качка" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Действия ЗАО "Курорт Усть-Качка" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Доводы жалобы о позднем направлении в адрес ЗАО "Курорт Усть-Качка" определения об истребовании сведений по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования N 2 от 08 июля 2020 года, а также ненаправление определения о продлении срока административного расследования от 10 августа 2020 года, отклоняются, поскольку указанные процессуальные нарушения не являются существенными нарушениями требований КоАП РФ, не влияют на правильность установления фактических обстоятельств дела, относящихся к предмету доказывания, а также на вывод о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы материалами дела подтверждено, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, находящемся в пользовании ЗАО "Курорт Усть-Качка" на основании договора аренды от "данные изъяты", а также на земельном участке вблизи лесного массива на землях, государственная собственность на которые не разграничены, используемом ЗАО "Курорт Усть-Качка", в связи с чем общество как арендатор обязан проводить мероприятия, предусмотренные ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверка проведена в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 мая 2020 года, на основании чего составлен акт планового (рейдового) осмотра 15 июня 2020 года. С учетом изложенного доводы жалобы о том, что проверка не проводилась, являются необоснованными. Несмотря на имеющиеся в акте описки относительно продолжительности осмотра, акт составлен 15 июня 2020 года, то есть после издания приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 мая 2020 года.
В силу ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, проводимые в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.
С учетом приведенных норм права внеплановая проверка в смысле, придаваемом данному понятию Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, административным органом в отношении ЗАО "Курорт Усть-Качка" не проводилась, извещение и присутствие представителя общества при составлении акта планового (рейдового) осмотра не требовалось, по результатам мероприятия по контролю административный орган правомерно возбудил дело об административном правонарушении.
По приведенным мотивам подлежат отклонению и доводы жалобы о несоблюдении Административного регламента Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по осуществлению государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, утв. приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 02 июня 2015 года N СЭД-30-01-02-665, поскольку выездная проверка в отношении ЗАО "Курорт Усть-Качка" не проводилась.
Ссылки в жалобе на несоблюдение положений ст. 27.8 КоАП РФ, регламентирующей осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий, не могут быть приняты во внимание, так как на момент проведения планового (рейдового) осмотра у Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края отсутствовала информация о лице, использующем земельные участки, на которых была организована свалка.
Постановление о привлечении ЗАО "Курорт Усть-Качка" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ, с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края "данные изъяты" от 10 ноября 2020 года, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 21 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества "Курорт Усть-Качка" оставить без изменения, жалобу защитника закрытого акционерного общества "Курорт Усть-Качка" Зорина С.А. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.