Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" Белоногова С.В. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе N47 от 10 апреля 2020 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 ноября 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе N47 от 10 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 ноября 2020 года и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2021 года, акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Белоногов С.В. не соглашается с вынесенными по делу актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе, уведомленное о подаче жалобы, направило письменный отзыв, в котором указано об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно частям 1 и 4 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Частями 5-9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" урегулированы случаи несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды нормативам качества питьевой воды и порядок приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. При этом в силу части 9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 введены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Из положений пунктов 2.1, 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 следует, что требования настоящих санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу пункта 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение, указанным в таблице 2 (в том числе в указанной таблице приведены нормативы по показателю марганец).
Согласно статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В ходе рассмотрения дела установлено, АО "Ямалкоммунэнерго" оказывает потребителям услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в городе Надыме, в том числе в отношении дома по адресу: г..Надым, ул. Геологоразведчиков, д.2. 28 февраля 2020 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе в связи с поступлением жалобы жильцов дома по адресу: г..Надым, ул. Геологоразведчиков, д. 2 на неудовлетворительное качество воды вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о проведении административного расследования. 17 марта 2020 года в зоне эксплуатационной ответственности АО "Ямалкоммунэнерго" по адресу: г..Надым, ул. Геологоразведчиков, д.2 проведен осмотр помещения подвала, через который проходит разводящий трубопровод холодного водоснабжения, произведено взятие проб холодной воды. Определением ведущего специалиста-эксперта от 25.03.2020 N 14 назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза по материалам дела, которая поручена ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Надымском районе"; на разрешение эксперта поставлен вопрос: соответствует ли проба холодной воды, отобранная 17 марта 2020 года в зоне эксплуатационной ответственности АО "Ямалкоммунэнерго" по адресу: г..Надым, ул. Геологоразведчиков, д.2, сбросный кран на внутриквартальной сети ДУ-20 требованиям СанПиН; в распоряжение эксперта предоставлен протокол лабораторных исследований N 2510 от 18.03.2020.
Эксперт предупрежден об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется его подпись в заключении. В заключении N 2020-007-З от 26.03.2020 врачом по общей гигиене "данные изъяты" сделан вывод о несоответствии холодной воды требованиям подпункту 3.4.1, пункта 3.4 таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01, приложения N1 постановления и.о. государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу "данные изъяты" от 21.05.2019 N12 "Об увеличении показателей содержания марганца и железа в питьевой воде централизованной системе водоснабжения на территории г..Надым ЯНАО" по показателю массовая концентрация марганца.
Указанные обстоятельства нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде послужили основанием для привлечения АО "Ямалкоммунэнерго" к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО "Ямалкоммунэнерго" административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, которым должностным лицом и судьями, дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, установленных СанПиН 2.1.4.1074-01, в части несоответствия нормативам по показателям и содержанию вредных химических веществ, подтвержден доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, чему нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Вмененное нарушение в виде несоответствия холодной воды требованиям подпункта 3.4.1 пункта 3.4 таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01, приложения N1 постановления и.о. государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу "данные изъяты". от 21.05.2019 N12 "Об увеличении показателей содержания марганца и железа в питьевой воде централизованной системе водоснабжения на территории г. Надым ЯНАО" по показателю массовая концентрация марганца указывает на событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом при рассмотрении доводов общества судьей городского суда обоснованно отмечено, что конкретные числовые показатели отобранных образцов приведены в заключении, и они не соответствуют установленным нормативным требованиям. Обстоятельство, имеющее значение, в виде превышения показателя марганец, уже с учетом величины допустимой ошибки метода определения и с учетом отклонений от нормы по приложению N1 постановления и.о. государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу "данные изъяты" от 21.05.2019 N12 "Об увеличении показателей содержания марганца и железа в питьевой воде централизованной системе водоснабжения на территории г. Надым ЯНАО", установлено, сомнений не вызывает, свидетельствует о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Доводы о недопустимости доказательств являлись предметом проверки, как должностного лица, так и нижестоящих судебных инстанций, мотивировано отклонены. И заключение эксперта, и протокол взятия проб и образцов, и протокол лабораторных испытаний в ходе рассмотрения дела оценены как надлежащие, полученные с соблюдением требований закона. Вопреки позиции заявителя установлено, что в определении о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы от 25.03.2020 эксперт "данные изъяты" предупреждался об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дачу заведомо ложного заключения. Именно на основании данного определения проводилась экспертиза. В заключении эксперта содержится подпись эксперта "данные изъяты" о предупреждении об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Изложенное, вопреки мнению заявителя, указывает на допустимость заключения как доказательства по делу. Исследование экспертом проводилось с учетом представленных документов, выводы эксперта о несоответствии взятой пробы воды по количественному химическому анализу (показатель концентрации марганца) соответствуют имеющимся материалам.
Совокупность имеющихся доказательств, вопреки мнению подателя жалобы, отвечающих требованиям относимости и допустимости свидетельствует о доказанности нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и наличии события административного правонарушения. При этом именно АО "Ямалкоммунэнерго" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, в его действиях содержится объективная сторона состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. АО "Ямалкоммунэнерго" поставляет питьевую воду населению с использованием централизованных систем водоснабжения, в силу чего на нем лежит обязанность обеспечения качества воды. Допустимых и достоверных доказательств, которые бы вызвали сомнение в виновности АО "Ямалкоммунэнерго", либо свидетельствовали о невозможности со стороны юридического лица соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, не имеется.
При таких обстоятельствах действия АО "Ямалкоммунэнерго", допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в части несоответствия воды нормативам по показателю массовая концентрация марганца, правильно квалифицированы по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с такими выводами и с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб на постановление судьями городского суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона, доводам жалоб дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Оснований, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе N47 от 10 апреля 2020 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 ноября 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" Белоногова С.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.