Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Уральское миграционное агентство - МТК" Зоркина С.И. на постановление судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10 февраля 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 31 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Уральское миграционное агентство - МТК",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 31 марта 2021 года, юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью "Уральское миграционное агентство - МТК" (далее также - ООО "Уральское миграционное агентство - МТК", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 225 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Зоркин С.И. выражает несогласие с вынесенными по делу судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
По общему правилу пункта 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды торгового места от 01 мая 2020 года арендодатель - ООО "Уральское миграционное агентство - МТК" передал торговое место N 29 общей площадью 50 кв.м в торгово-рыночном комплексе, расположенном по адресу: г. Среднеуральск, ул. Строителей, д.8, ИП "данные изъяты" для организации предприятия общественного питания.
ИП "данные изъяты" привлек к трудовой деятельности в качестве пекаря на данном объекте гражданина Республики Узбекистан "данные изъяты" не имеющего патента, что было выявлено в ходе осуществления миграционного контроля 04 сентября 2020 года.
При производстве по делу генеральный директор ООО "Уральское миграционное агентство - МТК" не оспаривал факта осуществления трудовой деятельности иностранных граждан у ИП "данные изъяты" в помещении (пекарне), о чем ему было известно, при этом лично документы не проверял.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что 04 сентября 2020 года постановлением начальника ОВМ МО МВД России "Верхнепышминский" N 4120589377/839 гражданин Республики Узбекистан "данные изъяты". привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление трудовой деятельности в качестве пекаря без патента, обязательного для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.
Постановлением судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 09 октября 2020 года, вступившего в законную силу 02 декабря 2020 года, ИП "данные изъяты" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности, осуществляемой на территории городского рынка (торговое помещение N 29), расположенного по адресу: г. Среднеуральск, ул. Строителей, д.8/а, иностранного гражданина "данные изъяты", с предоставлением ему производственного помещения.
Указанные обстоятельства нарушения миграционного законодательства послужили основанием для составления в отношении ООО "Уральское миграционное агентство - МТК" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Уральское миграционное агентство - МТК" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств как относимых, допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных для установления виновности ООО "Уральское миграционное агентство - МТК" не имеется.
Доводы об отсутствии состава административного правонарушения, вины общества в совершении вмененного нарушения, являлись предметом изучения нижестоящих судебных инстанций обоснованно отклонены.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждаются установленные при рассмотрении дела обстоятельства: предоставление ООО "Уральское миграционное агентство - МТК" торгового места ИП "данные изъяты" привлечение ИП "данные изъяты". к трудовой деятельности в качестве пекаря иностранного гражданина, не имеющего патента, когда патент является необходимым. Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях юридического лица ООО "Уральское миграционное агентство - МТК" признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо неустранимых сомнений виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, в том числе по доводам жалобы не усматривается. Вопреки доводам жалобы нижестоящими судебными инстанциями сделан обоснованный вывод, что общество имело возможность для соблюдения требований миграционного законодательства, в том числе путем контроля за деятельностью арендатора торгового места, но всех возможных мер для этого не предприняло.
При это судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка и содержанию договора аренды торгового места и содержанию дополнительного соглашения к нему, и показаниям допрошенных в ходе судебных заседаний свидетелей, как не указывающим на отсутствие вины общества. Условия дополнительного соглашения, вопреки мнению подателя жалобы, не освобождали ООО "Уральское миграционное агентство - МТК" от выполнения требований миграционного законодательства в части контроля за соблюдением арендатором торгового места правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.
Доводы жалобы, сводящиеся к необходимости переоценки имеющихся в материалах дела доказательств, с целью установления отсутствия вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, не свидетельствуют об ошибочном выяснении судьями обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела (в том числе виновности лица), либо о нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части оценки доказательств.
В настоящем случае ООО "Уральское миграционное агентство - МТК" имело возможность и должно было принять все меры по соблюдению требований миграционного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность предусмотренная частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но данных действий не предприняло.
Действия общества правильно квалифицированы по части 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При назначении наказания судья городского суда установилналичие исключительных обстоятельств, в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначил наказание ниже минимального размера административного штрафа. Такое наказание является законным, обоснованным и в полной мере отвечающим цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Судьей областного суда дело проверено в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивы принятого решения приведены в судебном акте.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10 февраля 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 31 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Уральское миграционное агентство - МТК" оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Уральское миграционное агентство - МТК" Зоркина С.И. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.