Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Фармленд-Екатеринбург+" (далее - ООО "Фармленд-Екатеринбург+", Общество) Емалетдинова Евгения Олеговича на постановление судьи Алапаевского городского суда Свердловской области от 25 января 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 07 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Фармленд-Екатеринбург+",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Алапаевского городского суда Свердловской области от 25 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 07 апреля 2021 года, ООО "Фармленд-Екатеринбург+" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе на указанные судебные постановления защитник юридического лица Емалетдинов Е.О. просит их отменить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых они вынесены.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Таким федеральным органом исполнительной власти согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководитель этой службы - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации осуществляет в соответствии с действующим законодательством организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 определены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, к которым отнесены, помимо иного: организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.
При рассмотрении дела установлено, что 14 октября 2020 года в ходе проведения эпидемиологического расследования, выявлено нарушение ООО "Фармленд-Екатеринбург+" требований санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, а именно:
- в помещениях аптеки, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Алапаевск, ул. 3-го Интернационала, д. 22, отсутствует оборудование, предназначенное для обеззараживания воздуха, разрешенное для использования в присутствии людей, не осуществляется обеззараживание воздуха;
- в аптеке, расположенной по адресу: Свердловская область, пгт. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская, д. 6, отсутствует оборудование, предназначенное для обеззараживания воздуха, разрешенное для использования в присутствии людей, не осуществляется обеззараживание воздуха, отсутствует запад дезинфицирующих средств (кожных антисептиков), отсутствует запас медицинских масок и перчаток для персонала, при проведении утренних фильтров не уточняется состояние здоровья сотрудников, с целью выявления лиц с признаками ОРВ и выявления контактных лиц, в журнале фиксируется только температура тела сотрудников, не позволяет полноценно оценить состояние человека.
Указанные обстоятельства подтверждены доказательствами, которые в совокупности являются допустимыми и достаточными для установления вины Общества в совершении административного правонарушения.
Необходимость выполнения мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, юридическое лицо не оспаривает, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством (л.д. 6-9).
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судей городского и областного судов, не имеется.
В рассматриваемом случае осмотр принадлежащих Обществу помещений, территорий и находящихся там вещей в порядке статьи 27.7 КоАП РФ, а также проверка в соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не проводились.
Согласно материалам дела должностными лицами контролирующего органа в отношении Общества проведено эпидемиологическое расследование, что соответствует положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в силу которых санитарно-эпидемиологические расследования и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться, в том числе должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).
В силу пункта 5 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей.
Суждения автора жалобы о том, что правила, нарушение которых вменено Обществу, носят рекомендательный характер (МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации), несостоятельны, поскольку Методические рекомендации разработаны для решения задач, направленных на скорейшее предотвращение распространяющегося с высокой скоростью новой смертельно опасной коронавирусной инфекции COVID-19 от человека к человеку в целях применения в совокупности с установленными Федеральным законом N52-ФЗ и санитарными правилами требованиями для защиты от новой коронавирусной инфекции. Тем более, что согласно протоколу об административном правонарушении и принятым по делу судебных актов нарушение МР 3.1/2.3.5.0191-20 Обществу вменено не было, его вина в их нарушении не устанавливалась.
Ссылка на судебные акты арбитражного суда по иному делу, которые предметом проверки по настоящему делу не являются, не свидетельствует об ошибочности установленных выводов и не ставит под сомнение правильность квалификации деяния юридического лица.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Назначенное ООО "Фармленд-Екатеринбург+" наказание является справедливым и соразмерным.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, наличие которых является необходимым для применения положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, в настоящем случае, равно как и для назначения наказания в размере менее минимального, предусмотренного санкцией статьи, не установлено, из материалов дела и настоящей жалобы не усматривается.
Право ООО "Фармленд-Екатеринбург+" на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Алапаевского городского суда Свердловской области от 25 января 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 07 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Фармленд-Екатеринбург+" оставить без изменения, жалобу защитника Емалетдинова Евгения Олеговича - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.