Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу главы Кусинского муниципального района Челябинской области Лысякова Юрия Алексеевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Кусинского района Челябинской области от 29 марта 2021 года, решение судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 13 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Кусинского муниципального района Челябинской области Лысякова Юрия Алексеевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Кусинского района Челябинской области от 29 марта 2021 года (N 3-137/2021), оставленным без изменения решением судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 13 мая 2021 года (N 12-10/2021), глава Кусинского муниципального района Челябинской области Лысяков Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Лысяков Ю.А. просит об отмене вышеуказанных судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
От прокурора Кусинского района Челябинской области, уведомленного о подаче жалобы, поступили письменные возражения на нее.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 08 июля 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В части 1 статьи 20.6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характер, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Правовые нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Лысякова Ю.А. к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68), органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а"); осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "г"); создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "д").
Исходя из положений статьи 25 Федерального закона N 68, резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Как следует из материалов дела, 18 января 2021 года в ходе проверки, проведенной прокуратурой Кусинского района Челябинской области в деятельности администрации Кусинского муниципального района Челябинской области выявлены нарушения обязательных требований законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - в нарушение части 2 статьи 11 и статьи 25 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций администрацией Кусинского муниципального района Челябинской области заблаговременно в объеме, предусмотренном номенклатурой и объемами резерва материальных ресурсов администрации Кусинского муниципального района Челябинской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и муниципального характера, фактически не создан, а также не созданы места хранения необходимых ресурсов.
Факт совершения главой Кусинского муниципального района Челябинской области Лысяковым Ю.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 17 марта 2021 года (л.д.3-6), письменным объяснением главы Кусинского муниципального района Челябинской области Лысяковым Ю.А. (л.д.7-8), ответом администрации Кусинского муниципального района на требования прокуратуры от 18 января 2021 года N 84 (л.д.9), письмом Министерства общественной безопасности Челябинской области от 22 октября 2020 года N 3102/3831 (л.д.41-42), постановлением администрации Кусинского муниципального района от 03 февраля 2016 года N 33 (л.д.43-44), постановлением администрации Кусинского муниципального района от 28 января 2021 года N 18 (л.д.45-52) и иными материалами дела, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судьи пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы судебных инстанций о наличии в деянии Лысякова Ю.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В пунктах 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 9 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий" разъяснено, что организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Исходя из смысла закона, наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
В соответствии с решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района от 16 мая 2019 года N 46 Лысяков Ю.А. избран главой Кусинского муниципального района, вступил в должность главы Кусинского муниципального района с 20 июня 2019 года по распоряжению Администрации Кусинского муниципального района от 20 июня 2019 года N 150-к (л.д.129).
Согласно ст. 28, 29 Устава Кусинского муниципального района от 30 июня 2005 года глава муниципального района является высшим должностным лицом Кусинского муниципального района и наделяется уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет Администрацию муниципального района, представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления муниципального района, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, руководит гражданской обороной, осуществляет мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (л.д.140-141).
С учетом изложенного судьи нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Лысяков Ю.А. является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением главы Кусинского муниципального района от 29 декабря 2015 года N 259 были утверждены номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Кусинского муниципального района, согласно которым администрацией Кусинского муниципального района создаются материальные ресурсы - продовольствие и вещевое имущество (по списку).
Поскольку резерв материальных ресурсов в администрации Кусинского муниципального района, возглавляемой Лысяковым Ю.А, фактически отсутствовал, постольку он был правомерно привлечен к административной ответственности.
Постановление главы Кусинского муниципального района от 28 января 2021 года N 18, в результате принятия которого постановление главы Кусинского муниципального района от 29 декабря 2015 года N 259 утратило силу, не освободило администрацию Кусинского муниципального района от обязанности создать и хранить резерв материальных ресурсов.
Согласно п. 3.4 Положения о резерве материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Кусинского муниципального района, утв. постановлением главы Кусинского муниципального района от 28 января 2021 года N 18, допускается вместо приобретения и хранения отдельных видов материальных ресурсов (горючее и смазочные материалы, продовольствие и др.) заключение договоров на поставку с предприятиями, базами, складами, имеющими эти ценности в постоянном наличии или обращении.
Не оспаривая выводы Министерства общественной безопасности Челябинской области, изложенные в письме от 22 октября 2020 года, о том, что порядок создания и использования резервов материальных ресурсов определяется органами местного самоуправления самостоятельно, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить, что п. 3.4 вышеуказанного положения не соответствует ст. 25 Федерального закона N 68, согласно которой резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, то есть они должны быть в наличии у администрации Кусинского муниципального района до возникновения чрезвычайных ситуаций, а не представляться администрации по заранее заключенным договорам поставки после их возникновения.
Письма Минфина России от 26 апреля 2021 года, МЧС России от 28 апреля 2021 года не свидетельствуют о правомерности создания резервов материальных ресурсов путем заключения администрацией Кусинского муниципального района предварительных договоров поставки.
Довод жалобы о том, что в решении судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 13 мая 2021 года в нарушение нормы пункта 7 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указаны срок и порядок его обжалования, не может повлечь отмену данного судебного акта, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу постановление, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов не предусмотрен. При этом право на подачу жалобы на вступившие в законную силу судебные акты Лысяков Ю.А. реализовал, обратившись с настоящей жалобой в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Иные доводы жалобы аналогичны доводам, ранее заявленным при рассмотрении дела, они являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, с соблюдением требований статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Лысякову Ю.А. с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей районного суда дело проверено в полном объеме, решение судьи соответствуют требованиям закона.
При рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе Лысяков Ю.А. извещался надлежащим образом. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Кусинского района Челябинской области от 29 марта 2021 года, решение судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 13 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Кусинского муниципального района Челябинской области Лысякова Юрия Алексеевича, оставить без изменения, жалобу Лысякова Юрия Алексеевича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.