Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Тетюева С.В, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Имашева Кирилла Альфредовича на решение Ленинского районного суда города Перми от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 июня 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-261/2021 по административному исковому заявлению Имашева Кирилла Альфредовича к Отделу полиции N 6 (дислокация Ленинский район) Управления МВД России по городу Перми, Управлению МВД России по городу Перми, УУП ОУУП и ПДН Отдела полиции N 6 (дислокация Ленинский район) Управления МВД России по городу Перми Белякову О.А, полицейскому-водителю 2 роты полка ППСП Управления МВД России по городу Перми Безбородову А.С, полицейскому 2 роты полка ППСП Управления МВД России по городу Перми Аликину Г.А. о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Имашев К.А. обратился в суд с административным иском к Отделу полиции N 6 (дислокация Ленинский район) Управления МВД России по городу Перми, Управлению МВД России по городу Перми о признании незаконными и нарушающими права на проведение мирного публичного мероприятия и на свободу выражения мнения в форме одиночного пикета действий ответчиков, выразившихся в прекращении 16 июня 2020 года одиночного пикета; признании незаконными и нарушающими права на свободу и личную неприкосновенность действий ответчиков, выразившихся в доставлении в полицию и задержании; признании незаконным и нарушающим право на свободу и личную неприкосновенность бездействия ответчиков, выразившегося в нарушении требований законодательства об оформлении документов о доставлении в полицию и его задержании.
В обоснование исковых требований указано, что 16 июня 2020 года в отношении Имашева К.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому истец 16 июня 2020 года в 10 час. 57 мин, находясь на улице в общественном месте напротив дома по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, 11а, не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Пермского края в части самоизоляции по месту проживания (пребывания) в период угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
15 июля 2020 года Ленинским районным судом города Перми производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При возбуждении административного дела было нарушено право истца на проведение публичного мероприятия, которое закреплено в Федеральном законе от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и не может быть отменено указом Губернатора Пермского края. Прекращение одиночного пикета не соответствовало требованиям ст. 16 указанного Федерального закона. Имашев К.А. предъявил сотрудникам полиции удостоверение личности, продолжил стоять в одиночном пикете. Сотрудники полиции принудительно препроводили его в служебный автомобиль, доставили в Отдел полиции N 6, где был составлен протокол об административном правонарушении. В отделе полиции он находился около трех часов. В нарушение ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ процессуальные документы о доставлении и задержании не составлялись. Следовательно, действия ответчиков были незаконными, нарушили право истца на свободу и личную неприкосновенность, на проведение мирного мероприятия и свободу выражения своего мнения.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 17 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 июня 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Имашева К.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 июня 2021 года, административный истец Имашев К.А. просил отменить судебные акты по доводам, аналогичным тем, которые были изложены в исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении административного дела не допущено.
Как установлено судами и подтверждается собранными по делу доказательствами, 16 июня 2020 года в 10 час. 57 мин. Имашевым К.А. напротив дома по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, 11а, был проведен одиночный пикет с использованием средств наглядной агитации в виде плаката с надписью "Дело куклы Путина - позор Перми".
16 июня 2020 года УУП ОУУП и ПДН Отдела полиции N 6 (дислокация Ленинский район) УМВД России по г. Перми в отношении Имашева К.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Пермского края, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Постановлением судьи Ленинского районного суда города Перми от 15 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 11 сентября 2020 года, производство по делу об административном правонарушении прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Имашева К.А, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что по причине введения на территории Пермского края режима функционирования "Повышенная готовность" высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации были приняты дополнительные меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций, предусматривающие в том числе приостановление проведения публичных мероприятий; поскольку одиночный пикет - это публичное мероприятие, действия сотрудников полиции, направленные на пресечение действий истца, являлись законными; принудительное задержание и доставление Имашева К.А. в отдел полиции не осуществлялись, меры принудительного характера не применялись, поэтому протокол о доставлении не составлялся; такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание, в отношении истца не применялась.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации закреплено, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции. Пикетирование является публичным мероприятием.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14 марта 2020 года N 5-рпп "О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края введен режим функционирования "Повышенная готовность" и установлен региональный уровень реагирования с 15 марта 2020 года
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подп. "б" п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" издан Указ Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 года N 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае", утративший силу 20 августа 2020 года.
Согласно п. 1.1, 1.3 Указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. N 23 (в редакции, действовавшей на 16 июня 2020 года) временно до 23 июня 2020 года приостановлены на территории Пермского края проведение любых спортивных, культурных, научных, публичных, общественных и досуговых мероприятий с участием физических лиц на открытых пространствах, а также в зданиях, строениях, сооружениях (и помещениях в них), деятельность всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением их деятельности, направленной на обеспечение сохранности принадлежащего им имущества, в том числе его охраны и обеспечения работоспособности инженерных сетей зданий, строений и сооружений, деятельности по осуществлению денежных расчетов с контрагентами и работниками.
Доводы жалобы о том, что право на проведение пикетирования, предусмотренное федеральным законом, не может быть ограничено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с п. "б" и "з" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Исходя из взаимосвязанных положений п. 8 и подп. "а" п. 10 ст. 4.1 указанного закона при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Губернатор Пермского края является высшим должностным лицом Пермского края, которое возглавляет исполнительную власть в Пермском крае и несет ответственность за обеспечение исполнения высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края действующего законодательства (ст. 15, 20 устава Пермского края).
Таким образом, на федеральном законодательном уровне установлены права регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, с учетом складывающейся ситуации в регионе, предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Реализуя предоставленные приведенными федеральными законами полномочия, Губернатор Пермского края Указом от 29 марта 2020 N 23 в условиях режима повышенной готовности ввел на территории региона соответствующие ограничительные меры, в том числе временно приостановил публичные мероприятия на территории Пермского края.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; установление в случае необходимости особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Следовательно, совокупность введенных Указом Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 N 23 в границах территории Пермского края ограничительных мер в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Таким образом, установленный Указом Губернатора Пермского края запрет на проведение публичных мероприятий на территории края по состоянию на 16 июня 2020 года соответствовал действующему законодательству и не противоречил Конституции Российской Федерации.
Публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования, проводимое на открытых площадках, в том числе на улицах, направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц, поэтому оно не исключает скопление людей около лица, проводящего одиночный пикет. При этом запрет на проведение публичных мероприятий в Пермском крае был связан с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и обусловлен ограничительными мерами, направленными на защиту здоровья населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции.
Доводы жалобы о том, что оснований для прекращения пикетирования, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не имелось, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку с учетом вышеизложенного проведение публичных мероприятий, включая пикетирование, в Пермском крае по состоянию на 16 июня 2020 года было запрещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое постановление нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.
Такой совокупности указанных условий по делу не установлено, поэтому суды обоснованно отказали в удовлетворении иска Имашева К.А.
Вопреки доводам жалобы действия сотрудников полиции, направленные на пресечение одиночного пикета Имашева К.А, соответствовали требованиям ст. 2, 12, 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", поэтому они прав и законных интересов административного истца не нарушили.
Факт прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, не свидетельствует о незаконности вышеуказанных действий сотрудников полиции, поскольку в отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении за нарушение правил самоизоляции, а не за проведение публичного мероприятия в форме одиночного пикета.
Доводы жалобы о незаконности доставления истца в полицию и его задержания не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов. Проверяя аналогичные доводы истца и отклоняя их как необоснованные, суд апелляционной инстанции указал, что доставлением по смыслу ст.27.2 КоАП РФ является принудительное препровождение физического лица, однако и в материалах данного административного дела, и в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Имашев К.А. был принудительно препровожден в отдел полиции; нахождение Имашева К.А. в отделе полиции с целью составления в отношении него протокола об административном правонарушении и дачи им объяснений не может расцениваться как административное задержание, предусмотренное ст. 27.3 КоАП РФ; следовательно, у сотрудников полиции отсутствовали основания для составления как протокола о доставлении, так и протокола об административном задержании.
Кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права. Поэтому предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Перми от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Имашева Кирилла Альфредовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.